Найти тему

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ ПО РОСТОВУ-НА-ДОНУ № 15. УЛИЦА БЕРЕГОВАЯ.

История сооружения в городе набережной имела глубокие корни. Оно было самым трудным в градостроительной истории Ростова. Первый проект строительства набережной был выдвинут военным строителем - подполковником Шмелевым в 1834 году. Проект остался на бумаге - не нашлось средств.

В 1842 г. ростовцы добиваются разрешения на постройку набережной по проекту корпуса инженеров капитана барона Фиркса. По этому проекту набережная шла на протяжении 433 саж. и представляла ряд свай с каменною отсыпью откосов. Подряд был сдан с торгов керченскому купцу Сазонову, но контракт не утвердили и начатые работы прекратились.

В 1876 г. по Береговой улице пролегли две пары рельсов Юго-Восточной железной дороги. Эта дорога соединилась с идущей с запада Екатерининской и ведущей на юг Владикавказской железными дорогами.

-2

После многих неудачных попыток на протяжении десятилетий 19-го века удалось, наконец, в 1895-1905 годах построить грузотоварную набережную. Ширина реки была уменьшена на 30-50 саженей в разных местах. Длина набережной от устья Темерника до Богатяновского переулка - две с половиной версты. Строительство каждой версты обходилось в миллион рублей. В проект входило устройство пирса, водопровода, электрического освещения, столовой и чайной, а также оборудование набережной механическими кранами. Донская набережная как новая территория грузотоварного назначения примкнула к Береговой улице, обеспечила ей новую, весьма интенсивную жизнь. До 12 метров расширена проезжая часть улицы Береговой. Улица замощена каменными осколками на щебеночном основании.

В 1899 г. улица Береговая была самой оживленной в навигационное время, где от зари до ночи, а нередко и ночью кипела жизнь. Здесь тянутся громадные каменные корпуса хлебных амбаров, в которых хранятся миллионы пудов отсылаемого за границу зерна. Все пятнадцать кварталов Береговой были поделены в начале 20 века между торговцами.

-3

С Береговой улицы был переброшен через Дон однопутный, разводной по горизонтали железнодорожный мост. В 1926 г. мост несколько приподняли, установив металлические понтоны. Незадолго до войны рядом с наплавным мостом (в створе Буденновского проспекта) началось строительство постоянного. Заняв город, немцы незамедлительно начали достраивать мост, имевший большое стратегическое значение. С помощью советских военнопленных и жителей города была сделана высокая насыпь и смонтированы специально привезенные из Германии металлические фермы. В конце 1942 года мост уже действовал.

-4

Частично разрушенный во время боев за Ростов в феврале 1943 года, Буденновский мост был восстановлен и архитектурно оформлен к 1945 году.

Очередной Генеральный план Ростова был составлен в 1939 году. Война помешала его осуществлению. В 1944 году академик архитектуры В. Н. Соколов составил новый проект реконструкции центральной части набережной.

С берега убрали железнодорожные пути, склады. Портовые краны были перенесены выше по течению Дона. Главная идея архитекторов - повернуть город лицом к Дону - включала не только обновление набережной, но и превращение ее в зону отдыха, массовых народных гуляний. Набережную расчистили, на ней разбили бульвары и цветники.

-5

В 1949 году ростовчане впервые со дня основания города получили выход на правый берег Дона. Тысячи жителей несколько месяцев в свободное от основной работы время трудились на благоустройстве набережной. Тогда были отлиты и установлены чугунные перила. От прежней торговой набережной сохранились только большие кнехты, изготовленные на заводе Пастухова. Они отлиты еще в 1899 году по заказу ростовского купца Е. Парамонова. Старинные кнехты стали настоящей ростовской достопримечательностью. Никто в Ростове долгие годы не знал, насколько большие эти кнехты, как глубоко они сидят в земле. При ремонте набережной их извлекли их земли, и выяснилось: они действительно гигантские, более двух метров каждый. Над поверхностью земли торчит только третья часть тумбы.

Буденновский мост простоял недолго - два десятилетия и был разобран вскоре после пуска в 1965 году Ворошиловского моста, сооруженного по проекту инженера Н. Кузнецова и архитектора М. Клеймана. Конструкции моста после разборки были использованы при строительстве небольшого моста через Темерник в районе зоопарка. А насыпь, ведущая на старый мост, пригодилась при строительстве эстакады нового речного вокзала. До конца 1980-х Ростовский речной вокзал был крупнейшим в Европе. Он построен по проекту архитекторов В. Кубасова и Ю. Алексеева в 1975 году. Вытянутое здание напоминает стоящий у причала теплоход. А одиннадцатиэтажная гостиница "Якорь", точно капитанская рубка, усиливает ощущение.

-6

Выставочный зал художников ныне разобран. Это был самый яркий представитель архитектуры сталинского времени в Ростове. Планировалось, что на открытие Волгодонского катала товарищ Сталин лично прибудет в Ростов. Протокол его пребывания предусматривал культурную программу - посещение выставки ростовских художников. В срочном порядке был построен новый зал. Вождь не прибыл, зато в городе появилась галерея, в которой экспонировались произведения живописи.

Ростовчане гордятся своей красавицей набережной.

P.S.

Планируете покупку недвижимости в Ростове-на-Дону? Привлеките экспертов "Гриф-недвижимость".

Экспертный подход в выборе недвижимости. Квартиры с отличными планировками и современными ремонтами.

Познакомится с предложениями можно на сайте: https://realgrif.ru/ или по телефону: 8-950-861-86-82.

На звонок отвечает наш эксперт.

Гриф-недвижимость – работаем под грифом надежности!

тел. 8 ( 950 ) 861 - 86 -82. Мы на связи 24/7.

Подписывайтесь на нас: телеграмм: https://t.me/grifnedvizimost и ВКонтакте - https://vk.com/httpsvk.linkpublic168966512