Найти тему
Илья Носов

ОБНОВЛЕНИЕ: Диадох, "Вопросы и ответы", Слово на Вознесение", (VIIв.), греческая ФИЛОКАЛИЯ, (Фесс.,1984г.),перевод со старогреч. И.М.Носов

ОБНОВЛЕНИЕ: Диадох, (VIIв.)

«Вопросы и ответы»

1

— Что было в мире прежде, чем миру быть?

— Бог, мир сотворивший.

2

— Когда еще не было мира, как Он был в мире?

— И прежде становления, всецело в Боге будто существуя, был мир, и еще не приведенные в мир люди Богом уже будто рождены: Он сложил в себе все и еще не созданное, пусть и не постигается оно нами.

3

— Если, как ты говоришь, Бог был в мире прежде, чем миру от Него быть, как стал быть Бог, когда этот мир привел? От мира Он отделен или так же в мире есть?

— Местом не отделен от своих творений сотворивший их Бог — куда «везде сущее и все свое исполняющее» Божество переместится? А природой, сущностью, представлением и прочими свойствами Зиждитель всего лежит выше природы и неизмеримо, и непостижимо от нее отделен.

4

— Как местом не отдельно, но везде присутствуя и, как говоришь, от всего отступив, Он пребывает?

— Труднопонимаемый вопрос. Ответить, однако, не трудно — Богу невозможно ничто, силен Он и в этом тебя удостоверить — но послушай в разумении: подобно как ум наш, людей, изгородью не останавливается и местом не ограничивается — только тело «в конуре» заключено и «привязью» привязано, а сам он этого вне и везде свободно присутствует, ни из тела не уходя, ни вдали от дома бывая — но удалясь, соприсутствует ему, и удаляется, с ним соединяясь, так и Бог — везде и во всем, и вне всего; и нигде — природой, сущностью и славой — неописуем, ибо.

5

— Итак, неописуемый как все исполняет? Все исполняющий — как неописуем и нигде?

— Итак, исповедуется, что Бог — везде и все исполняет, отнюдь не смешавшись с видимым, но тем образом разделившись, как мы сказали. Нигде Он для нас, и никто не знает, ни даже небесные вестники, где Бог; и если слышишь «предстать», это — престолу славы; и на исходящее сияние смотреть силы не имея, в страхе они закрывают свои лица, и изумляясь, и не умолкая, всегда несут божественную песнь; и нестерпимостью славы поражаясь, быть в рассуждении и думать они не могут — где Владыка, или какой Он: если воссияющему сиянию прямо в лицо смотреть они не крепки, как большее делать вотще могут захотеть?

Итак, что Бог есть и везде есть, и все исполняет — и вестники, и очистившие себя святые, освещенные и просвещенные Святым Духом, знают, но где, как и какой Он, из всех не знает никто, только Отец — Сына, и Сын — Отца, и Дух Святой — Сына и Отца, как соприсносущный Им и единосущный. Это — Троица, как одно сущая, и Они знают друг друга, и друг другом познаются; как сказал Сын Бога и сам естеством Бог: «Никто не знает, что у человека — только дух человека, живущий в нем; и того, что у Бога, не знает никто — только Дух Бога»; и снова: «Никто не знает Отца — только Сын, и никто не знает Сына — только Отец и тот, кому Сын хочет открыть».

6

— Тогда почему Христос говорит: «Да не презрите одного из малых сих — их небесные вестники всегда видят лик Отца Моего на Небесах»; и снова: «Безмятежны чистые сердцем — они Бога узрят» — а ты говоришь, что даже вестники не знают, где и какой Бог?

— Когда в полдень солнце светит — от него исходящий свет мы ясно видим, но самого его как-то увидеть и изучить не можем, но правду говорим, что на него только смотреть — так и небесные вестники, и святые, на воссияющую славу Духа взирая, в ней и Сына, и Отца видят — подлинно безгрешные и не нечистые, потому что те — слепым и бесчувственным уподобляются; и как слепые светлый свет чувственного солнца не видят, так они присно явленный божественный свет не узревают и действительно не чувствуют его тепло.

7

— Итак, что видят очистившие ум и сердце?

— Потому что Бог — свет, и свет предельнейший, ничего другого видящие Его не видят — только свет; и это понятно по увидевшим лик Христа, воссиявший «как солнце, а одеяние Его было как свет»; и по апостолу Павлу, как свет Бога увидевшему и к познанию Его обратившемуся; и по тысячам других святых.

8

— Итак, Бог зрится всеми как вечный и всегда сияющий свет?

— Раз от начала Бог подлинно распорядился, чтобы не было никакого сообщения тьмы со светом; и подсудного и скверного — с чистым и святым, словно великая пропасть и стена отделяет нас от Бога наша бестолковость, и более всего лукавые желания и суетные мысли наши, которые именно как стена высокая становятся и отделяют нас от света подлинной жизни, потому что Бог — свет и жизнь, и кто лишен Его — мертв душой и вечного огня и тьмы сонаследник и сопричастник.

9

— И нельзя получить спасение не достигшему той меры?

— Когда Господь говорил, «многие обители у Моего Отца» — вполне известил, что и многие пути спасения — и все на одном пути раскаяния совершаются, через отказ от зла и милостыню просящим, оказание гостеприимства и всех других добрых дел исполнение — лучшего достижение.

Диадох, (VIIв.)

«Слово на Вознесение»

Ныне веди ко мне иудейских священников! Час — победной речи! Веди сюда Церковь и Христова Глашатая, говори и живописуй Твою в силе истину: как те серебро своего злого совета воинам бросали; как лгут они без оглядки, думая скрыть истину; как ныне мы, Христовы слуги, на третий день из мертвых воскресшего и на Небеса восшедшего ждем Господа — Его, Спасителя, непрестанно хваля — которого Небеса приняли боголепным, им ведомым чудом, а земля нести, как волей Его носимая, выдержать не может — которого облако подъяло света, въяве образ пророчества исполнив, и небесные вестники подали песнь до Отеческого престола — «Господь сил, Он — Царь Славы», непрестанно вопия. Его от земли на Небеса восхождение в Святом прозирая Духе, Псалмопевец — «взошел Бог с воскликновением, Господь со гласом трубным» — воспевал: провидел он и святых Благовестий, божественный, песнь. А отцы, вернейшего Авраама хвалящие, воскресить из мертвых всех нас Спасителя не хотят — пустым слухом, жалкие, думая марать красоту такой истины — «и ходит слово это среди иудеев до сего дня». Каких демонов они познали, заповеди Бога исповедав принять; даже словом почтить не желают, и это когда Пророк говорит: «Господи, Господь наш, чудесное знание о Тебе по всей земле, потому что взято было великолепие Твое выше Небес»; и далее — «вознесись на Небеса Боже, слава Твоя по всей земле».

Это потому, что от зла мудрецы никаким образом обращение не обретут, если согласно лжи отца своего философствуют — а воскресший и вознесенный выше Небес Господь именно потому, что прежде сошел на землю, восшел на Небеса; и в другом месте Пророк возгласил: «Господи, преклони Небеса и сойди; прикоснись к горам и воздымятся; блесни молнией и разруши их». Об этом адских сил сокрушении заранее Благовествующий говорил в тени смерти еще сидящим, и от погребения Господа и Воскресения действовать этому через многое мы убеждаемся. И далее в другой главе видим Псалмопевца, говорящего: «Восшел на высоту; пленил плен; среди людей подал даяния» — потому что один рожденный Сын Бога, через свое Воскресение из плена смерти человечество забрав и взойдя выше Небес, оружие хотящим правды — Царь ведь славы — уготовал, под знаменем смиренномыслия воюющих за Него броней слова постоянно укрепляя. И подобало из уст детей и младенцев воздать Ему хвалу, а с самомнением вершить дела мнящих вконец отвергнуть: воистину знак благочестия — смирение; поэтому они, согласно пророчеству не веря поселению живых через воскресение Христа в Свете, пожинают своего безумия плоды.

Мы же, братья, о тех словах Псалмопевца снова размышляем, да очами слова снова увидим восшедшего на Небеса на облаке Господа — пока о свидетельстве посланников слово молчать меня склоняет, да не буду славить сверх неразумия, с собою соглашаться сам, потому что все Апостольское слово Пророческой свидетельствуется истиной — будучи плодом, их слово познается из пророческих речений: что пророки о вочеловечивании Господа по предведению открыли — посланники по познанию от самого Святого Духа, вдохновившись, прояснили: «Когда приблизится срок — познаешься, когда придет время — явишься». Итак, мы да скажем снова: «Господи, Господь наш, чудесное знание о Тебе по всей земле, потому что взято было великолепие Твое выше Небес» — да познаем ясно, что вочеловечивание Господа и Его от земли на Небеса возвращение, о чем память сегодня празднуем, вниманием к Богу мир наполнили: до тех пор, пока Он был на земле, малое о величии славы Его многие понимали, а как въяве восшел на Небеса — всю, как подобало, волю Отца исполнив — удивлением и вниманием наполнил все творение, восходящего и возносимого Господа всех видящее. «Воскрешен», что по пророчеству, «вознесен выше всех Небес» — как человек, а восшел — как Бог. «Восшел Бог с воскликновением, Господь со гласом трубным».

Пророк не воспользовался бы таким словом, если бы не было заранее видевшими его очами хода неложно предведения. Как, действительно, было ему сказать — «вознесись на Небеса, Боже, слава Твоя по всей земле», и далее — «взошел Бог с воскликновением», если и схождение, и восхождение Его богоразумный не увидел бы предведением Духа? И потому, что прежде сказано, о Нем воскрешенным он говорит как о восшедшем, да поверили мы, что Господь и Бог, и человек — в единой ипостаси. По божеству — восшел, по телу — воскрешенным стать говорится, то есть вознесенным, и значит, надо совершенно понимать: сошедший — Он и восшедший выше всех Небес, да все исполнилось бы Его благости. И сначала своих посланников от бестолковости страстей через Святого Духа ход избавив, Он, наконец, вознесся, ведь что сказано? — «Вознесись на Небеса, Боже! Слава Твоя по всей земле, чтобы избавлены были возлюбленные Твои» — потому что воистину любимы Господом по первому слову к страданию Его навечно приобщившиеся и свидетелями, и глашатаями ставшие Его величия.

Пророки как о едином проповедовали Господе и о образе воплощения Его, все до единого — но, как некоторые предполагают ныне, не о слиянии (двух естеств) это говорит: одни Его божеству приличные слова сказали боголепно, другие — Его телу человеколепно, да научат ясно, что воскрешенный и есть восшедший на Небеса Господь — с одной стороны пребывая из Отца, с другой став быть от Девы, остается человеком, по образу единым будучи и единым по ипостаси: бестелесный, приятием плоти себе образ сотворив, въяве восшел потому, что сойдя незримо, Он воплотился — и вознесен в славе, уверен в силе, далее в страхе ожидает облако — иметь пророческого помощника своему ходу — ведь облаку тогда служить Ему пророки предрекли, чтобы далее легкая телесная природа показала воплотившегося, неся, Господа — потому что все несет по своей воле Бог — а облаком будет понесен как человек, да законы его же принял естества Он не отвергнет, любящий.

Так и тому, что ждущие святые забраны будут на облаках, когда на облаке начнет Пришествие Господь, научил нас божественный Павел — что годится воплотившемуся ради плоти Богу — то и стремящимся к богатству Его благого дара: сотворить божественных людей Бога, достоинство любящего.

Итак, братья, никто не должен думать, что к плотности человеческого естества по существу святое Слово Бога приобщилось, и из-за светлости Его божества и славного существа думать до нераздельности измениться в Нем истине каждого естества: не да Его творение возмечтает воплотился Славный, но всеянное в него от змия с собой общением истребит вконец; так что навык, а не естество изменило воплощение Слова, чтобы мы изъяли память о зле и облеклись в любовь к Богу — не для того, чтобы превращались, но чтобы изменением со славой обновлялись: Ему слава и держава — сошедшему с Небес невидимо, восшедшему на Небеса въяве — прежде век и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.