Найти тему
КиноРаритет

Чем отличается режиссёрская версия «Легенды» Ридли Скотта от той, которую пустили в кинотеатры

Как известно, «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта бьёт все рекорды по количеству монтажных версий — театральных, оригинальных, режиссёрских, полных, самых полных и каки-только ещё «не». Но другой фильм англо-американского постановщика, сказочная «Легенда» уступает в количестве версий не слишком сильно. Их у «Легенды» как минимум 4 (на самом деле, гораздо больше, но будем учитывать основные).

Какую версию «Легенды» ни возьми, хорошо видно, что образом Лили режиссёр Ридли Скотт вдохновлялся по диснеевским мультфильмам
Какую версию «Легенды» ни возьми, хорошо видно, что образом Лили режиссёр Ридли Скотт вдохновлялся по диснеевским мультфильмам

Полную режиссёрскую версию, которая шла 2 с половиной часа, нам увидеть, увы, не суждено, поскольку многие отснятые кадры были уничтожены. В кинотеатры после неудовлетворительных тестовых показов ушёл сильно усечённый вариант хронометражем в 94 минуты. Но это в европейские кинотеатры. Американцам в кинозалах показывали ещё более кастрированный фильм, который шёл всего 89 минут!

«Легенда» и  «Бегущий по лезвию бритвы» сделали Ридли Скотта самым главным экспертом по единорогам в кино
«Легенда» и «Бегущий по лезвию бритвы» сделали Ридли Скотта самым главным экспертом по единорогам в кино

В начале нулевых над поклонниками таланта Скотта всё же сжалились и выкатили на DVD режиссёрскую версию продолжительностью в 113 минут. И она, разумеется, оказалась заметно лучше тех «обрубков», что доползли до кинотеатров. При этом, на первый взгляд, ничего особо важного для сюжета в ней вы не увидите. Однако, «длинноты» (какими их посчитали студийные боссы, вынудившие искромсать фильм) добавили «Легенде» киномагии, ещё больше сгустили атмосферу и без того мрачного фильма и существенно улучшили персонажей, сделав их объёмней.

Тим Карри сыграл в «Легенде» Ридли Скотта вовсе не Дьявола, как ошибочно думают многие. Его рогатого персонажа зовут Тьма
Тим Карри сыграл в «Легенде» Ридли Скотта вовсе не Дьявола, как ошибочно думают многие. Его рогатого персонажа зовут Тьма

«Легенда» в режиссёрской версии стала больше смахивать на фильм ужасов с фэнтези-условностями благодаря, например, удлинившейся сцене с болотной ведьмой Мэри. Та и в усечённых версиях нешуточно пугала зрителей, вынырнув неожиданно из топи и обещая съесть Тома Круза (вернее, его персонажа, конечно). В дополнительных же сценах она то строит страшные гримасы, то делает резкие выпады в сторону перепуганного человека.

В фильме «Легенда» Ридли Скотта болотную ведьму зовут Мег Макльбонс (то есть, Мег Говядина в буквальном переводе) и играет её мужик - Роберт Пикардо
В фильме «Легенда» Ридли Скотта болотную ведьму зовут Мег Макльбонс (то есть, Мег Говядина в буквальном переводе) и играет её мужик - Роберт Пикардо

Сцены с громилами-людоедами стали ещё более страшными и даже натуралистичными. В них стало видно (пусть и на заднем плане), как они разделывают тело, которое, вроде бы, должно быть бездыханным, но подозрительно «живо» реагирует на каждый удар. К тому же, в режиссёрской версии «Легенды» отлично видно, что «кухня» людоедов усыпана человеческими костьми и черепушками.

Для трупака освежаемое людоедами тело в «Легенде» Ридли Скотта ведёт себя слишком уж оживлённо
Для трупака освежаемое людоедами тело в «Легенде» Ридли Скотта ведёт себя слишком уж оживлённо

В режиссёрской версии фильма появилась сцена, в которой раздухарившиеся гоблины сразу после смертоубийства единорога заваливаются в замороженную хижину, где прячется принцесса Лили. Здесь они устраивают небольшой погром и демонстрируют волшебную силу рога, отрубленного у сказочного существа. А, что ещё важнее для сюжета, из их разговоров принцесса узнаёт, что стала невольной виновницей гибели единорога.

Гоблина Бликса в «Легенде» Ридли Скотта, наоборот, сыграла женщина, актриса Элис Плайтен
Гоблина Бликса в «Легенде» Ридли Скотта, наоборот, сыграла женщина, актриса Элис Плайтен

Благодаря дополненным, увеличенным, расширенным сценам и многие персонажи фильма перестали выглядеть примитивно-плоскими, однозначными, «идеальными». Особенно это касается положительных персонажей. Так лесной юноша Джэк со смазливым лицом молодого Тома Круза во время первого свидания с принцессой смотрит на неё откровенно сладострастным взглядом (чтобы подчеркнуть эту сладостность, режиссёр добавил в руку актёра сладкий пряник в этой сцене).

Ртом герой молодого Тома Круза пожирает в «Легенде» пряник, а глазами - принцессу, которая его сладостью и угостила
Ртом герой молодого Тома Круза пожирает в «Легенде» пряник, а глазами - принцессу, которая его сладостью и угостила

Сама принцесса не кажется больше такой уж невинной. Она может недобро подшутить над своей старшей подружкой Нелл, может покапризничать, а может проявить вдруг признаки самодурства. И это оказывается важным для сюжета — сцены, в которых девушку соблазняет Тьма, благодаря усложнённому характеру Лили становятся гораздо напряжённей и драматичней, ведь мы знаем теперь, что в девушке сидит не только идеальное Добро, но есть и тёмные черты, и невольно начинаем волноваться — что же в ней возьмёт верх, что победит? И не перейдёт ли она в итоге на сторону Зла?

В режиссёрской версии «Легенды» Ридли Скотта принцесса Лили с самого начала не кажется такой уж невинной девушкой
В режиссёрской версии «Легенды» Ридли Скотта принцесса Лили с самого начала не кажется такой уж невинной девушкой

Противоречивей становятся и сказочные существа. Юный повелитель гномов аимп (в блестящем исполнении 19-летнего Дэвида Беннента, 6-ю годами ранее сыгравшего главную роль в немецком шедевре «Жестяной барабан»), открывает неприятные стороны. Он откровенно досадует и даже бесится, когда Джэк отгадывает загаданную им загадку (а ведь на кону — жизнь Джэка!), и хладнокровно отправляет подчинённых вперёд на заведомо опасные тропы.

Подруга Гампа фея Уна оказывается страшной ревнивицей. Когда пёстрая команда путников оказывается в клетке людоедской темницы, Джэк просит Уну прокрасться к громилам и умыкнуть у них ключ. Фее это ничего не стоит, но она ставит условие — лесной юноша должен её поцеловать. Когда же Джэк отказывается это сделать (ведь он любит Лили и сохраняет ей верность), злопамятная фея, вернувшись с ключом, выпускает всех узников, а вот Джэка оставляет взаперти. Гномам приходится вернуться, чтобы выпустить юношу. Но это — в режиссёрской версии. В кинотеатрах короткой сценки, в которой Уна захлопывает дверь клетки перед носом Джэка, не было.

Ревнивая фея Уна готовит отдать несговорчивого Джэка на съедение людоедам. Но это только в режиссёрской версии «Легенды»
Ревнивая фея Уна готовит отдать несговорчивого Джэка на съедение людоедам. Но это только в режиссёрской версии «Легенды»

В свете таких изменений в характерах персонажей, оправданней становится предсмертная реплика Тьмы «Я живу в каждом из вас».

Самое серьёзное в сюжетном плане изменение претерпел финал. Театральная версия кончалась классическим «жили они долго и счастливо». В режиссёрской — да, Лили и Джэк признаются друг другу в любви, сливаются в затяжном поцелуе. Но затем… разбегаются каждый своей дорогой. Принцесса возвращает Джэку своё кольцо и говорит, что лесной юноша лесу же и принадлежит, а потому должен жить в нём, как прежде. Она же будет навещать его, как делала это и до показанных нам в фильме приключений.

В общем, как это часто бывает в случае с фильмами Ридли Скотта (и не всегда, в случае с другими постановщиками), смотреть нужно исключительно режиссёрскую версию «Легенды». Она гораздо логичнее театральной и гораздо утончённей. Те же, кто видел одну из двух театральных, можно сказать, фильма-то и не видели.