Как известно, «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта бьёт все рекорды по количеству монтажных версий — театральных, оригинальных, режиссёрских, полных, самых полных и каки-только ещё «не». Но другой фильм англо-американского постановщика, сказочная «Легенда» уступает в количестве версий не слишком сильно. Их у «Легенды» как минимум 4 (на самом деле, гораздо больше, но будем учитывать основные).
Полную режиссёрскую версию, которая шла 2 с половиной часа, нам увидеть, увы, не суждено, поскольку многие отснятые кадры были уничтожены. В кинотеатры после неудовлетворительных тестовых показов ушёл сильно усечённый вариант хронометражем в 94 минуты. Но это в европейские кинотеатры. Американцам в кинозалах показывали ещё более кастрированный фильм, который шёл всего 89 минут!
В начале нулевых над поклонниками таланта Скотта всё же сжалились и выкатили на DVD режиссёрскую версию продолжительностью в 113 минут. И она, разумеется, оказалась заметно лучше тех «обрубков», что доползли до кинотеатров. При этом, на первый взгляд, ничего особо важного для сюжета в ней вы не увидите. Однако, «длинноты» (какими их посчитали студийные боссы, вынудившие искромсать фильм) добавили «Легенде» киномагии, ещё больше сгустили атмосферу и без того мрачного фильма и существенно улучшили персонажей, сделав их объёмней.
«Легенда» в режиссёрской версии стала больше смахивать на фильм ужасов с фэнтези-условностями благодаря, например, удлинившейся сцене с болотной ведьмой Мэри. Та и в усечённых версиях нешуточно пугала зрителей, вынырнув неожиданно из топи и обещая съесть Тома Круза (вернее, его персонажа, конечно). В дополнительных же сценах она то строит страшные гримасы, то делает резкие выпады в сторону перепуганного человека.
Сцены с громилами-людоедами стали ещё более страшными и даже натуралистичными. В них стало видно (пусть и на заднем плане), как они разделывают тело, которое, вроде бы, должно быть бездыханным, но подозрительно «живо» реагирует на каждый удар. К тому же, в режиссёрской версии «Легенды» отлично видно, что «кухня» людоедов усыпана человеческими костьми и черепушками.
В режиссёрской версии фильма появилась сцена, в которой раздухарившиеся гоблины сразу после смертоубийства единорога заваливаются в замороженную хижину, где прячется принцесса Лили. Здесь они устраивают небольшой погром и демонстрируют волшебную силу рога, отрубленного у сказочного существа. А, что ещё важнее для сюжета, из их разговоров принцесса узнаёт, что стала невольной виновницей гибели единорога.
Благодаря дополненным, увеличенным, расширенным сценам и многие персонажи фильма перестали выглядеть примитивно-плоскими, однозначными, «идеальными». Особенно это касается положительных персонажей. Так лесной юноша Джэк со смазливым лицом молодого Тома Круза во время первого свидания с принцессой смотрит на неё откровенно сладострастным взглядом (чтобы подчеркнуть эту сладостность, режиссёр добавил в руку актёра сладкий пряник в этой сцене).
Сама принцесса не кажется больше такой уж невинной. Она может недобро подшутить над своей старшей подружкой Нелл, может покапризничать, а может проявить вдруг признаки самодурства. И это оказывается важным для сюжета — сцены, в которых девушку соблазняет Тьма, благодаря усложнённому характеру Лили становятся гораздо напряжённей и драматичней, ведь мы знаем теперь, что в девушке сидит не только идеальное Добро, но есть и тёмные черты, и невольно начинаем волноваться — что же в ней возьмёт верх, что победит? И не перейдёт ли она в итоге на сторону Зла?
Противоречивей становятся и сказочные существа. Юный повелитель гномов аимп (в блестящем исполнении 19-летнего Дэвида Беннента, 6-ю годами ранее сыгравшего главную роль в немецком шедевре «Жестяной барабан»), открывает неприятные стороны. Он откровенно досадует и даже бесится, когда Джэк отгадывает загаданную им загадку (а ведь на кону — жизнь Джэка!), и хладнокровно отправляет подчинённых вперёд на заведомо опасные тропы.
Подруга Гампа фея Уна оказывается страшной ревнивицей. Когда пёстрая команда путников оказывается в клетке людоедской темницы, Джэк просит Уну прокрасться к громилам и умыкнуть у них ключ. Фее это ничего не стоит, но она ставит условие — лесной юноша должен её поцеловать. Когда же Джэк отказывается это сделать (ведь он любит Лили и сохраняет ей верность), злопамятная фея, вернувшись с ключом, выпускает всех узников, а вот Джэка оставляет взаперти. Гномам приходится вернуться, чтобы выпустить юношу. Но это — в режиссёрской версии. В кинотеатрах короткой сценки, в которой Уна захлопывает дверь клетки перед носом Джэка, не было.
В свете таких изменений в характерах персонажей, оправданней становится предсмертная реплика Тьмы «Я живу в каждом из вас».
Самое серьёзное в сюжетном плане изменение претерпел финал. Театральная версия кончалась классическим «жили они долго и счастливо». В режиссёрской — да, Лили и Джэк признаются друг другу в любви, сливаются в затяжном поцелуе. Но затем… разбегаются каждый своей дорогой. Принцесса возвращает Джэку своё кольцо и говорит, что лесной юноша лесу же и принадлежит, а потому должен жить в нём, как прежде. Она же будет навещать его, как делала это и до показанных нам в фильме приключений.
В общем, как это часто бывает в случае с фильмами Ридли Скотта (и не всегда, в случае с другими постановщиками), смотреть нужно исключительно режиссёрскую версию «Легенды». Она гораздо логичнее театральной и гораздо утончённей. Те же, кто видел одну из двух театральных, можно сказать, фильма-то и не видели.