Основания беспокоиться о психическом здоровье даёт неподготовленная встреча с вот этой мозаикой.
Как заметил один из заезжих блоггеров — "не удивлюсь, если в Пензе детей пугают не цыганами и не милицией, а вот эти мужиком".
Мозаика (1973) посвящена вполне конкретному эпизоду — Канадиевскому восстанию. Вообще, соседство униженного помещиками Черноземья с вольницей Поволжья всегда было взрывоопасным: и "мужицкому царю" Емельке Пугачёву мало где радовались так, как здесь (вплоть до перехода помещиков на сторону повстанцев!), и в 19 веке крестьянские бунты случались порой. Канадиевское восстание в окрестностях уже упоминавшего Чембара началось в 1861 году с отменой крепостного права.
Что половинчатость этой реформы, оставившая крестьян на несколько поколений вперёд должными тем же помещикам, и сгубила в итоге царскую Россию — истина давно уже прописная. И крестьяне сёл Черногай и Студёнка это поняли сразу. Когда зачитали им манифест, мужики зароптали, и быстро промеж них пошёл слух, будто барин хитрит и вместо настоящего манифеста о даровании воли безграничной зачитывает свой, подложный. Вдохновителем дальнейших событий стал молоканин Леонтий Егоров, от имени великого князя Константина Павловича (это которого ещё декабристы поддерживали вместо Николая Первого) призвавший убивать всех помещиков и чиновников, которые скрывают "настоящую царскую волю" от крестьян.
Бунт охватил несколько сёл в двух уездах, крупнейшим из которых стала Канадиевка, и был в итоге подавлен армией. Причём весьма жестоко: погибло в столкновениях 14 крестьян, ещё несколько десятков были серьёзно ранены, а больше сотни — отправились на каторгу в Сибирь. Но для советской власти, каким-то странным образом забывшей про Кыштымское восстание рабочих, Канадиевское восстание стало едва ли не точкой отсчёта: символом повстанцев был Красный Флаг, под которым по просёлочным дорогам разъезжали телеги с глашатаями, звавшими на бунт.
Но главное даже не это. Приглядитесь к мозаике хорошенько — у мужика во рту вторая пара челюстей!
(с) Илья Буяновский