Найти тему

Первое действие родителей, если ребёнок не говорит

Оглавление

Спустя месяц после публикации этой статьи добавляю первый абзац, т.к. читатели не всегда разбираются в тонкостях терминов. А до конца не все дочитывают, скажу в начале. Итак, внимание: описанные ниже приёмы для неговорящих детей!! Если ребёнок хоть плохо, но говорит, для него актуальна постановка звуков, а не их вызывание! Это разные вещи! Постановку звуков и артикуляторную работу смотрим в другой рубрике. Там всё подробно рассказано.

Теперь можно читать дальше 😊

Опустим посещение невролога, проверку слуха, разговор с педиатром. Это уже продуманные, запланированные действия.

Мне же хочется поговорить о моменте, когда родителям пришла в голову мысль: "Кажется, малышу пора бы что-нибудь сказать".

В зависимости от информированности родителей, от степени тревожности их характеров, эта мысль может появиться как после 4-х месяцев ребёнка, так и в три года.

Почему после 4-х месяцев?

Потому что родители могут найти информацию о появлении губных звуков [М, П, Б] именно в этом возрасте. И встревожиться, если у своего малыша они их не слышат.

А не пора ли ей сказать "мама"? Ну или "папа"?
А не пора ли ей сказать "мама"? Ну или "папа"?

А почему вдруг подумали об отсутствии речи у ребёнка в три года?

Просто уж в этом возрасте заволнуются даже самые спокойные родители. Или им скажет районный педиатр, что пора показаться логопеду.

С моментом возникновения первой тревоги у родителей по поводу молчания ребёнка мы определились: от 4-х месяцев до трех лет.

Предлагаю сделать очень простое действие.

Подловите ситуацию, когда малыш или слегка капризничает, или, наоборот, веселится. Зачем? Нам нужно слышать его голос. А недовольное возмущение и смех дают смыкание голосовых связок на безусловном рефлексе.

Теперь самое интересное и ответственное. В момент, когда вы слышите звуки, издаваемые напряженными голосовыми связками, просто аккуратно сожмите губы ребенка. Сами при этом утрированно и с положительным посылом произносите длительное "мммм".

Звук у ребенка не может не возникнуть! Связки напряжены, ротовой выдох вы перекрыли, воздух попал в нос. А это и есть носовой согласный звук [М]

Малышу до года помочь проще. У него еще слабые мышцы челюсти и он не стремится широко раскрыть рот. Вы просто сожмете его губы вместе и всё. А вот после года с небольшим, а тем более старше, возможно придется приложить некоторое усилие, чтобы не дать ротику ребёнка открыться, когда вы начнете смыкать его губы.

Три варианта развития событий после попыток вызвать губные звуки.

Первый вариант касается малышей до полутора лет.

Вы пытаетесь закрепить получившийся звук путем его повторения несколько раз в день. Превратите это в эмоциональную игру с малышом.

Советую буквально через день-два (можно и сразу за звуком [М] при хорошем настроении малыша) при сжимании губ ребенка начать самим произносить еще пару губных звуков [п-б].

А затем попытаться вызвать эти звуки у ребёнка.

Чаще всего этих простейших манипуляций оказывается достаточно, и буквально за неделю получается запустить активное звукоподражание у ребенка. Дальнейшее развитие речи вполне может пойти естественным путем!

Если этого не случилось, с ребенком нужно пройти обследование у невролога, проверить слух малыша. Это поможет разобраться с причинами задержки речи и определиться с методами коррекции.

Второй вариант относится к детям от полутора до двух с половиной лет.

Первое действие то же, что и в первом варианте: пытаемся сказать

с ребенком звук [М]. Но есть и существенное отличие.

В этом возрасте простая активизация губ ребенка уже не приведет к спонтанному выходу на звукоподражание и к естественному развитию речи, как у ребенка до года. Нужно больше усилий со стороны родителей.

Начинаем показывать буквы.

На видео мальчик, родители которого пошли именно этим путем. В 1 г. 7 мес. они стали пытаться вызывать у него звуки и учить с ним буквы. Через полгода мальчик в целом запомнил алфавит. Когда ему показывали ту или иную букву, он пытался, пусть и не всегда чисто, назвать ее.

В некоторых случаях этого оказывается достаточно для запуска речи.

Но у мальчика так не получилось. Не видя букв, не было попыток повторить за взрослыми слова. Он просто молчал.

Родители обратились к специалисту. Для логопеда было понятно, что делать дальше. И буквально с первых встреч ребенок начал двигаться вперед.

Мы видим, что в возрасте от полутора до двух с половиной лет, можно справиться с проблемой и силами семьи, а можно и обратиться за помощью. Это будет зависеть от степени сложности речевой проблемы.

Третий вариант - это дети старше двух с половиной лет.

Вы так же как и в первых двух вариантах начинаете с попыток вызвать отдельные звуки речи. Не забываете и о буквах.

В моей практике были дети, которые буквально через день начинали повторять звуки вслед за взрослым. Понадобилась простейшая механическая помощь ребёнку, правда подкрепление звука крупно написанной буквой обязательно!

В таких случаях меня не покидает чувство, что минимальный толчок может помочь речевым зонам мозга ребёнка взять управление артикуляцией под свою команду!

Но даже если у вас случился именно такой вариант событий, активно ищете логопедическую помощь!

Вы вызвали первые звуки, однако речь нуждается в специальном формировании. Время естественного запуска речи прошло, нужна грамотная работа специалиста. В его силах дать достаточный импульс развитию речи, чтобы через 2-3 года догнать сверстников. Прогресс речи будет зависеть от поставленного диагноза.

Как вариант, может быть поставлен диагноз дизартрия, когда импульсы речевой коры некорректно проходят к органам артикуляции.

На следующем видео я показываю приемы, позволяющие значительно смягчить проявления дизартрии, начав работу в раннем возрасте (например, с 4 месяцев).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать, как помочь ребенку с речевыми проблемами.