23 августа 2021 г.
В Даламан прилетел вовремя. Предусмотрительно заказанное такси ожидало, нырнул в освежающую прохладу салона, за бортом +37, через час с небольшим был на Liberty.
Подключился к береговой сети, включил кондиционер*, пусть лодка остынет, и отправился в местный Vodafon за симкой.
*- кондей на Liberty тема отдельная. Прежний владелец то ли по незнанию, что маловероятно, то ли из экономии, что больше похоже на правду, т.к. кондиционер в морском исполнении денег стоит серьёзных, установил всем привычный "бытовой" кондей, благодаря чему внешний блок занял место наверху, под гиком, придавая лодке необычный и узнаваемый силуэт. Кто-то пытался по этому поводу стебаться, но после того, как я испытал его живительное тепло в апреле, а до этого в январе и феврале, и просто таки божественную прохладу теперь, остроты этих "кто-то" не трогали меня ничуть.
Купив привычно не дешёвую сим-карту, 500 лир за 25 гигабайт предоплаченного трафика, помянул мысленно чудаков, жалующихся на дороговизну услуг мобильных операторов в России. Чудаки и есть.
Заглянул в Lemon H2O, выпил в тени деревьев его зала под открытым небом стаканчик холодного гранатового сока, съел, что для меня совсем не характерно, какой-то фруктово-овощной салат, ни к чему иному из-за жары душа не лежала, заглянул в Migros и вернулся на лодку, где кондиционер уже довёл внутреннюю температуру с совершенно невыносимых 40 с плюсом до комфортных северянину 17. Перегретый на солнце организм не желал никакой пищи, кроме жидкости, поэтому приготовил ужин из трёх блюд: воды, пива и кваса, причём, что касается двух последних блюд, родом из России, "Наша марка" и "Афанасий" соответственно. Замечу, достойного качества.
Сюрприз, ненавижу сюрпризы, преподнёс электрический унитаз в туалете, расположенном в моей каюте; он смывал, но категорически не желал наполняться. Насос ревел, выплёвывая из-под ободка унитаза струйки грязной, дурно пахнущей жижи, но вскоре перестал выдавать и это. Колупаться в темноте желания не было, поэтому, махнув рукой, оставил все разборки на завтра. Забегая вперёд, скажу, что на другой день он заработал, как ни в чём ни бывало. Душ же сразу работал как положено.
Посмотрел какой-то фильм из моей коллекции на жестком диске и завалился спать.
24 августа 2021 г.
Проснулся в 6 утра, провалялся до половины седьмого, встал, в 8 у меня английский. Еще будучи дома, записался, кто читал мои прежние судовые журналы, представляет глубину моих познаний в английском, на курсы английского языка English Tochka, осталось несколько занятий. Их тема поболтать на английском с преподом - фишка хорошая, но вот реализация .... Если мой первый т.н. Second Teacher - тот самый пи@добол-собеседник на английском - не отличался обязательностью, но, хотя бы говорил со мной только по-английски, то другой общался со мной на какой-то ужасной смеси "французского с нижегородским", выражаясь словами классика. Она то английский знала, но наши беседы использовала, кажется, для своего совершенствования в русском (она не из России). Хорошо хоть девушка приятная.
Поболтали 15 минут (таков лимит) и я, пока солнце не раскалило утренний воздух, отправился прогуляться. Заглянул к Лене в ECE Marina, затем отдал в первую попавшуюся конторку, занимающуюся техническим обслуживанием лодок в марине, газовый балон на заправку, зашёл в представительство Volvo неподалёку, договорился о замене масла в двигателе. Цена вопроса - 400 евро, где работа 120, остальное расходники. Не дёшево, но, как говориться, не можешь или не хочешь платить, делай сам. Сам я делать не мог, не имея необходимых для этого инструментов, например, помпы для откачки отработанного масла, да и не хотел, учитывая "степень грязности" работы (и сам устряпаюсь, и лодку уделаю), поэтому без возражений согласился.
В город не пошёл, уж очень жарко, вернулся на лодку. Подходя, был кем-то окликнут по-русски с соседней лодки "Mr. Е.". Им оказался подтянутый, видно, что за собой следит, мужчина лет 60-ти, с аккуратно постриженными усами и бородкой с претензией и наголо бритой головой.
- Егор, - представился он.
Разговорились. Он оказался владельцем того самого Nauticat 44
"Mr. Е." принадлежит его другу, тоже, кстати, Егору.
о котором я прежде уже упоминал, стоявшего неподалёку и вызывавшего у каждого проходившего мимо живой интерес.
Пригласил посмотреть лодку, на что я тут же согласился, еще бы, увидеть вживую то, что прежде видел исключительно на картинках. Это не лодка, корабль. Корабль в миниатюре, совершенно не похожий по своему "внутреннему миру" на, так скажем, обычные, как у меня, круизные яхты. Техническая начинка заслуживает отдельного разговора: 120 сильный Ford с топливным танком на тысячу литров, разнесённые рулевые посты , один наверху, другой в рубке, на случай плохой погоды, морской кондиционер, опреснитель, компрессор, авторулевой, с отдельной панелью управления, от количества настроек которого брала лёгкая оторопь, автоматические стакселя, не требующие участия человека при смене курса и многое другое. Лодка вызвала один только восторг, разве что показалась тесноватой, нельзя ж совсем без недостатков. Но увидев мастер-каюту с кроватью-тра@одромом размеров неимоверных, я тут же забыл, что я там плёл про тесноту. Лодка не новая, 80-го или 81-го года постройки, но ухоженная, все узлы и агрегаты работают исправно и цена, он её продавал, не вводила в ступор. И, что тоже немаловажно, регистрация ГИМС. Мелькнула даже мысль, что не будь у меня моей Liberty, я бы взял Центуриона. Но если бы да кабы, лодка у меня есть, я к ней привык и она мне нравится в чём-то больше, чем более чем достойный во всех отношениях финский Nauticat.
Тут пришёл мужичок из Volvo, минут за 40 всё сделал и ушёл, предложив мне прийти рассчитаться в офис, что я и сделал.
Итоговая сумма оказалась меньше - 354,47 евро, на обратном пути "на радостях" заглянул в "портовый ресторанчик" и истратил сэкономленные деньги на кебаб с пивом.
А вечером пришла Anahera - ангел по-новозеландски. Нахера было новозеландцам ангела называть "анахера"?
25 августа 2021 г.
Проснулся, отзанимался английским, приготовил, ну ленивый я, местный доширак с не местной тушенкой, открыл с бутылку вина. Думал ограничиться бокальчиком, но, узнав, что Лена из ECE Marina будет только к полудню, я напросился на распечатать необходимый мне документ, уговорил всю бутылку. Всё таки отпуск прекрасная вещь, не хватает только хорошей компании, впрочем, сегодня исправим - прилетают мои чешско-латышские друзья, не в смысле чехи и латыши, а двое, Дима и Марат, из Чехии и один, Паша или, точнее, настоящий латыш Павелс Максимовс, из Латвии. Забавно. Прям как spravny Čech (настоящий чех) Марат Магомедович ... Интересно, к фамилиям, оканчивающимся на -о, -а прибалты тоже -с добавляют? Блин, чем незначительнее нация, тем более варианты её самоутверждения напоминают смесь фобии и сумасбродства.
Приготовил к их приезду лёгкую закуску, охладил бутылку виски и к 17:00 стоял у шлагбаума на въезде в ECE Marina, куда через несколько минут подкатил черный Vito, из которого вывалились счастливые и, кажется, уже слегка поддатые физиономии моих друзей. Вместе с ними из багажника авто показались три огромных ... пластиковых чемодана! Нет, ну твою же мать, сухопутные швабры! А я тоже хорош, совершенно забыл предупредить их насчёт особенностей размещения багажа на яхте. Но! Есть Бог, чемоданы, как выяснилось, прекрасно входили один в другой, словно матрёшки, поэтому пристраивать пришлось один, а когда владельцы сказали волшебную фразу "да и хер с ним(и)", всё стало еще проще - забросил "матрёшку" под лежащий на баке Зодиак, втайне надеясь, что её смоет за борт и забыл. За борт не смыло, но и мешать они не мешали, словно и не было. И славно.
Выпили по чуть-чуть и пошли, (Европа всё же, цивилизация, мать её, не мы, сиволапые, на кухне), в ресторанчик при марине отметить их приезд и нашу встречу.
А не виделись мы, надо признать, давненько! С "чехами" года два, а с Пашей и того дольше.
Кстати, про Пашу. Познакомил меня с ним Дима - один из приехавших "чехов" в году этак ... ей Богу, не помню. Ездили мы в, как уже сказано, не помню в каком году, с Димой на машине из Праги в Ригу, где и состоялось знакомство с соблюдением всех, так сказать, дипломатических норм, нажрались, в смысле. Дом у Паши, в нескольких километрах от Риги, снимаю шляпу - прекрасный дом. Еще лучше его хобби. Долго подбирал синоним слову "самогоноварение", не подобрал. Самогонщик он! Но самогонщик с больших букв "С - А- М ..." и т.д. При том количестве выпитого при встрече, имей выпитое нами происхождение магазинное, летальный исход был бы наименьшим из возможных зол. Мы же, закончив пить утра часов этак в 4, в 8 ехали (за рулём) в Ригу, Паша на работу (у него в городе магазин, который торгует отгадайте чем), мы, не помню, кажется, в Клайпеду, на паром, чтобы идти в Киль. На память о нашей встрече у меня осталось несколько флакончиков, мл. по 30, с неаппетитно выглядевшей жидкостью - концентратами различных известных спиртных напитков, добавив которые в самую обычную бутылку водки, даже сомнительного качества, можно получить бутылку, скажем, "Рижского бальзама", неотличимого на вкус от оригинала или не менее на оригинал похожий Hennessy. Эти флакончики делает какая-то шведская компания, а производители благородных французских коньяков из-под всяких Мухосрансков (не только российских), делают с их помощью благородные французские коньяки. К слову, никогда больше не покупал разных там Хэннэсей, разве что в подарок. И в этот раз Паша приехал не пустым, а с несколькими литрами, сколько смог увезти, образцов своей продукции, качество которой и в этот раз оказалось на высочайшем уровне.
26 августа 2021 г.
Собрались выйти в море, так прогуляться по акватории, для полноценного выхода было нужно вписать ребят в транзитлог, закупить продукты и какую-то мелочевку помимо. Завел двигатель, тот поработал пару минут и заглох. Попытки завести его самостоятельно успехом не увенчались. Отправился, чертыхаясь про себя, в офис Volvo, чей работник менял позавчера масло, пришёл специалист, облазил движок и обнаружил в топливной системе воду. Вся оставшаяся часть дня была посвящена очистке бака и системы от воды и скопившейся там за годы эксплуатации грязи. У прежнего владельца в сил разных причин до лодки руки доходили не часто.
Наконец, двигатель ожил. Сегодня выходить в море было уже поздно, да и пока шли ремонтные работы, экипаж изрядно поднакидался, поэтому просто продолжили праздное времяпрепровождение.
27 августа 2021 г.
Забрал газовый баллон, который, если помните, отдавал пару дней назад на зарядку. 300 лир. Цена, однако ... Позднее, когда познакомлюсь с окружающей действительностью поближе, такая зарядка будет обходиться мне в 60 лир, а пока ... плата за то, что не слушался в своё время маму, не учил языки. Когда ты "немой", это, увы, нормально; помню в бытность мою в Чехии, стоимость доверенности, которую (не любую) там можно сделать в обычном почтовом отделении, с участием говорящего по чешски посредника, стоила, скажем так, 600 крон (точную цифру уже не помню), а когда позднее, выучив несколько чешских слов и перестав бояться их произносить, я делал доверенность сам, её стоимость оказывалась 45 крон (эту цифру я помню наверняка). Повторюсь, это нормально, когда на тебе зарабатывают, пользуясь твоей неспособностью сделать что-то самостоятельно. Конечно, наценка в двух данных случаях может выглядеть неоправданно высокой, учитывая "сложность" услуг, не услуга адвоката, прямо скажем, но когда речь идёт об относительно малых деньгах и, главное, когда они у тебя есть, то наценка и в тысячу процентов может не вызывать внутреннего противления, но 30% сверху на миллион может вогнать в полное уныние и заставить тебя "колхозить" что-то своими силами, чтобы не платить "ничем не оправданную" наценку, даже если она вполне оправдана.
Зашли в Kalyon - магазин яхтенных принадлежностей неподалёку от Старого города. Про цены там я писал, повторятся не стану, но других вариантов в Фетхие, в особенности, если нужно здесь и сейчас, нет. Да и не только в Фетхие, за "здесь и сейчас" всегда приходится переплачивать, а учитывая специфику магазина, тем более.
На этот раз переплатить не пришлось, магазин был закрыт. Как узнали позднее в марине, у владельца дня два назад скончался брат, а "чех" Марат, будучи мусульманином, нас просветил, что проводы покойного продолжаются три дня, значит, завтра-послезавтра откроется.
А пока решили всё-таки выйти в море, прогуляться. Возвращаясь из города, проходя мимо заправки, она прямо рядом с "сухопутным" входом на территорию ECE Marina, увидев очередь из нескольких лодок, которые толчею создавали, но заправляться не заправлялись, поинтересовались наличием топлива. Заправщик ответил tomorrow, мол, нет, всё высосали "чартерники", коих в эти дни толкалось в марине несчесть. Tomorrow так tomorrow, накрыли стол в кокпите. Рядом пришвартовался Dufour Дениса - наёмного капитана, пригнавшего лодку полгода назад из Черногории, и катавшего желающих по близлежащим, за семь дней далеко не уйдёшь, островкам и бухтам. На этот раз ему достались три "малолетние" девахи, решившие, что за 700 или 800 евро можно купить счастье (где-то столько, если не ошибаюсь, стоило койко-место на его лодки на неделю). Счастье в их понимании, оказалось возможностью выносить мозги капитану своими капризами и далёкими от адекватности требованиями. Он мужественно выдержал оплаченную неделю круиза а теперь решил нажраться для восстановления растрепанной нервной системы, а тут такая удача - накрытый словно по заказу стол. Пригласили, посидели далеко за полночь до полной отключки. Зато нервы в порядке!
28 августа 2021 г.
Первая половина дня прошла словно во сне, сказывалось выпитое накануне. И только пообедав джином с тоником* в местном, в марине, ресторанчике и приведя себя, тем самым, в божеский вид, решили выйти в море.
*- джин с тоником - это не подростковый вариант джина с тоником - слабоалкогольного газированного напитка с едва уловимым градусом, а самый настоящий джин, слегка сдобренный тоником в количестве на уровне "арифметической погрешности".
Какое-то чувство ответственности во мне все таки присутствовало, поэтому я ограничился именно "подростковым вариантом", чего не скажешь об остальных. Топливный танк был пуст, поэтому, прежде всего, завернули на заправку. Заправка в Фетхие, пожалуй, единственный минус этой марины, расположена хуже некуда.
В безветренную погоду заправка как заправка, но при навальном ветре без подруливающего устройства, у меня его как раз и нет, отойти без проблем получается не всегда. Впрочем, всё зависит от "прокладки между рулём и сидением". В этот раз прокладка оказалась не на высоте, едва не легли бортом на стоявшие у понтона лодки, впрочем, спасибо маринерам, оттянули и помогли выйти из затруднительной ситуации без повреждений.
На этом, однако, неприятности не закончились. Едва я вывел лодку из марины и "дал газу", как стало совершенно ясно, что лодка не идёт. Даже переложив рукоятку управления двигателем на "полный вперёд", лодка выдавала не больше 3,5 узлов, в "стандартном" же положении "малый вперёд" шла едва два. Обороты при этом не поднимались выше двух тысяч. Обвинив про себя во всех смертных грехах компанию Volvo, чьи специалисты, как вы помните, меняли масло и "обезвоживали" движок, я развернул лодку и вернулся в марину. Не теряя времени, отправился к назначенному мною виновнику, жалея лишь о том, что незнание языка лишает меня возможности высказать им всё, что я о них думаю, ограничившись поэтому недовольной рожей и с большим трудом вымученной фразой, что the engine does not give revs. Через полчаса на борту Liberty была целая делегация. Потрещав о чём-то по-турецки (я ничуть себя не обманываю, даже "трещи" они по русски, я понял бы немногим больше), они растолковали мне, что двигатель в порядке и что помочь мне сможет водолаз. Я сперва не врубился, причём здесь водолаз, пока один из членов "делегации" не объяснил мне "на пальцах", что "винто-рулевая группа" требует очистки. Не особенно в это поверив, я, тем не менее, позвонил Лене в ECE Marina и та, созвонившись с кем-то, сообщила мне, чтобы завтра утром водолаз будет. Чудесная девушка!
Делать было нечего, кроме как напиться, что мы и сделали.
29 августа 2021 г.
Водолаз пришёл не то, чтобы утром, но пришёл. Облачившись в гидрокостюм и вооружившись металлическим скребком, он минут пятнадцать "пускал пузыри", после чего, вынырнув, заявил, что работа сделана. Пустив движок и дав "полный вперёд", я убедился, что он не врёт, обороты чётко следовали за положением рукоятки газа, а швартовы натягивались в струну, едва удерживая лодку на месте. Заплатив, без торга, объявленные 600 лир, вышли в море.
Поупражнялись в парусных экзерцициях, зашли в красивую безымянную, я, во всяком случае, не знаю её названия, бухту неподалёку от Фетхие, бросили якорь, искупались, попробовали ловить рыбу, но с "апрельским результатом" (кто читал судовой журнал за апрель 2021 г. поймёт) и часам к пяти вернулись в ECE Marin, где ждал сюрприз - моё место казалось занято.
Вообще, это распространённая практика, отдавать твоё место во время твоего отсутствия. Дима пробовал возмущаться, сидя в кокпите со стаканчиком джина, и был, по своему, прав, но возмущайся, не возмущайся - хозяин барин. Позвонил волшебнице Лене, та кому-то еще и место было найдено. Замечательная девушка.
На ужин отправились всё в тот же ресторанчик при марине. Нас там уже узнают, а Диму еще и признают, выделяя его из нашей компании особенно; дело не только в его природном обаянии, чего не отнять, но и в тех суммах, которые мы тратим на напитки, а Дима в этом вопросе "законодатель мод", что чувствует обслуживающий персонал, в особенности, русскоязычный, а есть там и такой в лице очень приятной молодой русскоязычной особы, недостаток которой заключался в одном - она замужем.
30 августа - 2 сентября 2021 г.
Сегодня понедельник, а значит, сегодня агент вписывает ребят в транзитлог и закрывает нам границу - мы идём на Кипр. Не смотря на праздник, сегодня у турок день Победы, правда, не знаю над кем, девочка - представитель агента забрала необходимые документы и через полчаса вернула их с отказом из-за нарушения сроков выхода из территориальных вод Турции. Кому интересно, как решалась эта весьма непростая задача, отсылаю к судовому журналу за апрель 2022 г., где я подробно всё излагаю. А пока, побегав несколько дней дней, решили идти на юг, в строну Алании, сам по себе выход ведь никто не запрещал. Почему в Аланию? У Марата там внезапно нарисовалась какая-то встреча то ли с дальним родственником, то ли с давним приятелем.
3 сентября 2021 г.
Прежде чем уйти в плавание, друзья, наслушавшись моих рассказов, потребовал сводить их в хамам. Поход оказался на редкость удачным - меня, как я всем объяснил, "на правах капитана" (на самом деле, просто повезло) мыла и массировала, ко всеобщей неприкрытой зависти экипажа, чернокожая девочка София. Но это было для них, пожалуй, единственное разочарование этого дня, хамам понравился всем.
После бани пообедали в ресторанчике неподалёку, больше похожем на "заводскую столовку". Возможно, потому что он находился в откровенно рабочем квартале и основными посетителями здесь были работники автомастерских, коих в округе несчесть. На качестве пищи, однако, демократизм заведения не отразился ровным счётом никак, не погрешу против истины, если скажу, что это было самое вкусное заведение из всех, какие мне доводилось посещать в Фетхие прежде. Цены тоже подчёркивали не высокий статус заведения, обильный обед обошёлся нам в 244 лиры на четверых. Разочаровало только отсутствие в меню всякого спиртного, то ли формат заведения не позволял, то ли религиозные взгляды хозяев, мусульманская все-таки страна. Второе, впрочем, мало похоже на правду, т.к. спиртное здесь пьют далеко не только туристы, разве что в дни религиозных праздников некоторые ведут себя более сдержанно в этом вопросе. Вообще, религиозного фанатизма мне в Турции наблюдать не доводилось, не смотря на большое число мечетей и ежедневные, по нескольку раз в день, призывы муэдзинов к молитве. Призывы слышать приходилось, реакции на них со стороны турок нет.
Вернувшись на лодку, легли отдохнуть - хамам словно вытягивает из тебя все силы. К вечеру встали посвежевшие и отдохнувшие с тем, чтобы закончить день традиционно.
4 сентября 2021 г.
А утром вышли в море. Собственно, вопроса, куда идти не стояло. Не, вы скажете, что мешало пойти "на север". Ничего. Мы пошли на юг, туда, куда ходили в апреле. Почему? Потому что. Не, честное слово, потому что. Потому что я там уже был, потому что я там уже был, потому что я там уже был ... Потому что у Марата в Алании встреча. Одним словом, потому что.
Попутный ветер придал "потому что" хоть какой-то смысл. На ночь остановились в бухте Коту Бурун. Бухта, я, кажется, в апреле, уже писал, небольшая, а для стоянки годится вообще только небольшой участок за мысом, который более или менее защищает разве что от северо-западного ветра. На этот раз бухта оказалась пуста, мы встали, привязавшись кормой к берегу, причём, лень было спускать тузик, швартовочный конец на берег я доставил вплавь, закрепив его за выступ на одной из прибрежных скал.
Нет нужды писать, что вечер был точной копией предыдущего, в смысле, что мы напились. Этот наш вояж вообще не отличался оригинальностью, пили на завтрак, пили на обед и, уж тем более, пили на ужин, а если уж быть честным до конца, пили в место завтрака, обеда и, тем более, ужина.
5 сентября 2021 г.
До Каша, куда мы направились, было не больше 30 морских миль, т.е. ок. 6-7 часов хода. Снялись с якоря на рассвете и подгоняемые благоприятным ветром, уже начале третьего по полудни были Каше, предварительно списавшись с Володей Вольфсоном (отсылаю к судовому журналу за апрель 2021 г.), который, на этот раз, правда, один, без Элики и Стаса, коротал дни на своей Hallberg-Rassy у понтона G. Предупредив о своём приходе, нам, кажется, обрадовались, я ввёл лодку в акваторию Каш марины в надежде, что всё пройдёт по прошлогоднему сценарию, и мне не придётся демонстрировать глубину своих познаний в английском языке. Не прошло. Хождения туда-обратно никаких ответных действий не возымело, тогда, поймав проходящего мимо маринера, я попытался объяснить ему, что нам нужно, эта скотина, вё прекрасно поняв, предложила, воспользовавшись Тузиком, резиновой лодкой, бл., чтобы добраться до офиса марины, переговорить с тем, чтобы ему, козлу, из офиса "дали добро на нашу швартовку". Не поверите, мы с Пашей, бросив якорь и оставив на яхте Диму с Маратом, на лодке добрались до ближайшего понтона, где Паша остался караулить лодку, а я отправился в офис марины, чтобы ... ну, вы понимаете. Опустим мои переговоры в офисе, мы вернулись на Liberty и, поймав еще одного маринера, потребовали на смеси плохого английского и хорошего матерного русского, немедленно поставить нас на понтон G, и никуда больше, объяснив, что там стоит лодка нашего друга. Если помните, именно там стояла лодка Володи Вольфсона, ради встречи с которым, собственно, мы и за шли сюда. Долго подбирал замену слову "сюда", но эмоции плохой советчик, и, поскольку из приличных слов подбирались только предлоги "в" и "на", пусть будет "сюда". Честное слово, насколько красивый городок Каш и сама марина, настолько неприятная администрация Каш марины. Без особенной нужды впредь ... Ну, вы поняли.
Маринер то ли понял наш английский, (наш, потому что друзья помогали, как могли), то ли выражение наших лиц было понятнее, чем переводы Михаила Лозинского, но возражать он не посмел и через десять минут мы пришвартовались именно там, где и требовалось, а еще через минуту обнялись со встречавшим нас Володей.
Владимир один и давно, занимается лодкой. Встретились как старые друзья, я был искренне рад, он, уверен, тоже; ребята знакомы с ним не были, но, кажется, тоже понравились друг другу. Мы едва не разминулись. он, буквально на днях, собирался отправиться со своим знакомым на Кипр, но пары дней, что мы были вместе, хватило, чтобы приятно провести время. С таким размахом, как в апреле, не получилось, не хватало женского общества, но посидели душевно.
6 сентября 2021 г.
Побывать в марине Каша и не посетить сам город непростительно, поэтому на другое утро, придя в себя, отправились знакомиться с местными достопримечательностями. Достоинства малых городов - компактное расположение достопамятностей. В Каше они сосредоточены в старой части города, примыкающей к всегда заставленному лодками старому порту с романтичным названием Kas Balikci Barinagi, что переводится на русский язык, если верить Google Translate, как "Приют мускулистого рыбака", а если не верить, то просто как рыбацкий порт г. Каш. На первый взгляд, в порту больше лодок прогулочных, нежели рыбацких, видимо, название было дадено ещё до того как. На берегу тьма тьмущая заведений общепита разнообразного формата с, по обыкновению, тьмущей тьмой народа в них, большей часть, учитывая ранний час, закрытых, но! Кто ищет, тот всегда найдёт, а кто хочет выпить, тем более, поэтому очень скоро мы устроились за столиком в кафе на, так сказать, первой линии, на удивление полупустого. Впрочем, удивление быстро прошло, когда мы увидели цены в меню.
Вчерашние посиделки сказывались, чем выше поднималось солнце, тем ниже опускалась шкала нашего желания знакомиться с местными архитектурными формами, да еще и пешим порядком. Слегка поправив самочувствие ракией, поймали такси и вернулись на лодку. К обеду полегчало. Володя, попрощавшись, отправился, как и собирался, с приятелем на катамаране на Кипр, мы тоже решили, не теряя времени, идти дальше. Обозрев наши запасы съестного, решили навестить местный Migros.
7 сентября 2021 г.
Пришли в Кекова. На этот раз "осчастливили" своим визитом соседний c "апрельским" причал, не потому что я остался чем-то недоволен в прошлый раз, просто ... промахнулись. Хозяева оказались ничуть не менее гостеприимными, помогли пришвартоваться, накормили, обеспечили водой и электричеством.
Внезапно позвонила Лена, что из ECE Marina, сообщила, в офис был звонок из Анкары, из министерства туризма Турции, как ответ на моё письмо. Я должен подготовить пакет документов, для чего мне необходимо быть в Фетхие. Слегка комплексуя, изложил друзьям ситуацию. Никто не высказался против возвращения, даже Марат, которого ждали дела в Алании.
8 сентября 2021 г.
Утром поднялись к крепости на горе, я уже почти что гид, незнание дополняю фантазией, с этим проблем нет. Скажете, что врать нехорошо? Наверное. Но приятно.
Около 10 часов утра, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, отдали швартовы и взяли курс назад, в Фетхие. Дойти за один день до Фетхие да ещё с учётом сравнительно позднего выхода, я не надеялся, так и вышло, к 19:00, и то, благодаря хорошему, большую часть времени благоприятному, ветру, пробежав больше 50 миль, еще засветло, мы встали на буй у популярного в этих местах ресторана Karacaoren, на слух что-то типа, не подвергайте остракизму, Караджоурен (извините, не у всех хорошо со слухом).
Через пятнадцать минут, воспользовавшись любезностью местного маринера, доставившего нас на берег (впрочем, это его обязанность), мы сидели в ресторане. Заведение небезынтересное. Меню, не смотря на то, что всё помещается на одной доске (здесь нет привычного меню в виде папки), исписанной мелом что ли, на мой взгляд, достаточное. Мясо двух видов, непременная рыба, разнообразные гарниры плюс, конечно же, силос, т.е. салаты и, разумеется, спиртное на любой, или почти любой, вкус. Может показаться дорого, но нужно учитывать, что "тарифицируется" только мясо (рыба), всё остальное, исключая, понятно, спиртное, идёт "в нагрузку", т.е. заказывая, скажем, рыбу, которая стоит в районе 300 лир (тут все стоит в этом районе), гарнир и салат включён в стоимость.
За соседним столиком оказались наши соотечественники со стоящей неподалёку чартерной лодки - три парня и девушка - в настолько плачевном виде, краше в гроб кладут, что я на полном серьёзе переживал, как они доберутся до своей лодки. Было видно, что выражение пить нужно в меру они поняли чересчур буквально, приняв за меру старорусскую единицу объёма, равную 26,24 литра. У одного из них было день рождения - это многое объясняло. Услышав русскую речь, они предложили нам присоединиться к поздравлению, что мы, чтобы никого не обидеть, конечно же сделали. Не смотря на количество выпитого, ребята оказались вполне мирными и за предложением выпить скрывалось именно выпить, а не повод выяснить степень уважения к предложившему. Я, было, подумал, что они нас даже не вспомнят впоследствии, пока не встретил их на другой день в Фетхие, в кокпите Liberty, где они, пока я занимался документами, отмечали встречу со старыми знакомыми - моими друзьями. Хорошие люди.
9 сентября
У хороших людей обнаружился один, точнее, два в одном, недостаток (или достоинство, это как посмотреть) - слишком уж компанейские и выпить не дураки. А поскольку "мои" из той же категории, то пока я таскался по нотариусам (документы для Анкары необходимо было заверить у нотариуса), это компашка надралась до полного бесчувствия. Разве только Марат был боле или менее вменяем.
- Черти, вы, черти, - вырвалось у меня, когда я увидел их рожи.
- Нам же в Капи Крик* идти, - попытался я пробиться сквозь алкогольный туман, окутавший их мозги. В ответ хоть б хер.
Выпроводив новых собутыльников, отправив Пашу с Димой по каютам и заручившись уверениями Марата в том, что он в состоянии помочь вывести лодку из марины (собственно, помощь его была нужна постольку поскольку, разве только моральная поддержка), я начал приготовления к выходу, которые, учитывая непродолжительность предстоящего маршрута, заключались лишь в том, чтобы залить в танки пресную воду.
* В Капи Крик накануне вечером нас пригласил Егор с Центуриона. У него какая-то гоп-компания на борту, преимущественно женская: то ли общество феминисток, то ли анонимных алкоголиков ... Он их катает, а те, под присмотром своей, назовём её, наставницы, впитывают всепроникающую энергию моря пополам с некими внушаемыми ей им установками, то ли на неприятие мужчин, то ли на неприятие спиртного ... Тогда я еще не знал, что это за слёт не совсем юных и не совсем пионеров. Компания оказалась презанятная.
Через полчаса, отдав швартовы, с лежащим в кокпите в качестве недвижимости Маратом (он дремал, так что даже моральную поддержку оказать был не в состоянии), вышли из марины и оставив по правую руку маяк на о. Kizilada, взяли курс на пролив Darboğaz, или "горлышко бутылки" по-турецки", за которым и находился, как объясним вчера Егор залив Kapi Creek. Бог его знает, как это переводится, кажется, какой-то ручей ...
Довольно свежий ветер и начавшаяся качка оказала благотворное действие на лежащих в каютах алкашей, на полпути до места назначения они поднялись в кокпит и, к моему глубочайшему изумлению, были во вполне адекватном состоянии. Такая метаморфоза, думаю, объясняется тем, что они употребляли популярный у нас в этом походе джин с тоником, который, благодаря насыщенности углекислым газом быстро и качественно вставляет, но и отпускает не в пример быстрее, чем пей они чистый джин. Кроме того, содержащийся в тонике хинин (по словам производителей) обладает, если, конечно, верить всевозможным байкам, сильным отрезвляющим и антипохмельным эффектом. Так это или нет, судить не берусь, но выглядели они как огурчики.
Впрочем, не на долго. Через час мы были в Капи Крик*, через два в ресторане, через три ...
*- Уютное место, удобная стоянка, хорошая кухня, терпимые цены ... Егор познакомил с Исметом - весьма прилично говорящим по русски турком, менеджером (или что-то типа этого) ресторана. Записал телефон, авось пригодится.
Вечер вообще удался. "Клуб анонимных алкоголиков" оказался на самом деле чем-то типа общества личностного роста и повышения самооценки его участников, разумеется, не бесплатно. Презанятная компашка, к тому же не скучная. Я всегда настороженно относился к таким "обществам", считая их членов потенциальными пациентами Кащенко, но оказалось, что большая часть из них вполне адекватные товарищи и даже симпатичные. Впоследствии, через год, мы снова встретились с ними частью тем же составом и прекрасно провели время, совместив приятное времяпрепровождение с любовью к древней истории. Но об этом в своё время.
Егор, пригласивший нас, выглядел немногим лучше. Впрочем, понять его можно. Одна из его пассажирок, спускаясь по трапу на берег с грацией беременной каракатицы и херофобским* выражением лица, оступилась и, нелепо размахивая руками, рухнула спиной на натянутые швартовы Центуриона и завопила так, что холодок по спине пробежал, кажется, даже у бродившего неподалёку местного кота.
- Пи@дец. Перелом, - подумал я.
Егор внешне оставался спокойным, вызвал через турок помощь, вместе со сбежавшимися отовсюду людьми помог поднять и уложить на берегу стонущую пострадавшую, успокоил, как мог пассажирок, некоторые из которых из которых были на грани поплакать за компанию, и ... И тут пострадавшая, внезапно прекратив свои стенания, без посторонней помощи встала и заявила, что всё в порядке. Нет, ну твою же мать ...
Настроение после этого спектакля было таким херовым, что даже печень предложила напиться.
* херофобия - это фобия, при которой человек испытывает иррациональное отвращение к счастью, а не то, что вы, наверняка, подумали.
На этом день закончился. Мы с Пашей, правда, умудрились поставить морду или корчагу (у кого ка называется), опустив её с борта Liberty там же, где и стояли. Правда, это было, кажется, до того, как мы отправились в ресторан.
10 сентября
Поставили не зря.
Ну как не зря ..... Поймать то поймали, но есть не решились, уж очень она показалась несъедобной и колючей, что твой окунь, к тому же половина к этому моменту издохла, решили, от греха, отпустить; кто-то уплыл "на своих двоих", кто-то пошёл на корм.
Пришёл MIGROS. Да-да, магазин MIGROS пришёл своим ходом в Капи Крик.
Подошёл к пирсу, перекинул сходни на берег, потянулся народ. Сходили и мы. Полноценный магазин, большой торговый зал метров на 150, если не больше, учитывая длину корабля, радующий глаз ассортимент. Взяли что-то перекусить и полный, сколько вошло, пакет пива. Поправили здоровье, прогулялись по живописным окрестностям и вернулись в Фетхие, "чехам" завтра улетать.
11 сентября
В 8 утра состоялись проводины Марата с Димой в аэропорт. А какие проводины без спиртного?! Раздавили купленную накануне то ли ноль семь, то ли литрушку текилы, не без сожаления распрощались с друзьями, проводив их до трансферного микроавтобуса.
- Увы, мой друг, теперь нас только двое, - грустно произнёс я услужливо подсказанные памятью строчки из песни наших знаменитых советских мушкетёров, и мы вернулись на Liberty допивать текилу.
Улететь без приключений у наших чехов не вышло. Осень 21-го года - расцвет ковидной истерии, здорово усложнившей жизнь путешественникам, нарушившей а, часто, и вовсе разрушившей их планы. Вот и их коснулось всеобщее мракобесие. Марат был привит, Дима - убеждённый противник вливания в себя всего, что вливается не перорально, нет. По действовавшим тогда в Турции правилам, перелёты внутри страны и за её пределы, отличались одним незначительным, но весьма неудобным нюансом: для перелёта внутри страны требовалась либо вакцинация, либо свежий ПЦР-тест. Чехи летели на перекладных, т.е. с пересадкой в Стамбуле, соответственно, первая часть их путешествия Анталия - Стамбул была перелётом внутри страны со всеми вытекающими. Дима, как вы помните, не мог предъявить ничего из требуемого и имел все шансы не попасть на рейс до Стамбула. Проявив чудеса ориентирования в незнакомой местности, осложнённого полным незнанием турецкого и бесполезной в Турции "чештиной" (čeština - чешский язык), он каким-то образом нашёл и прошёл тестирование, успев таки на самолёт.
12 сентября и позже
Намерению Паши задержаться на лодке и скрасить мне ожидание ответа из Анкары на мою просьбу продлить срок пребывания лодки в турецких водах, которую я отправил на другой день после нашего возвращения из Кекова, не суждено было сбыться. Заболела мама, и он был вынужден возвращаться.
За оставшиеся два дня до его отъезда, мы успели еще раз сходить в Капи Крик, позагорать на пляже, прошвырнуться по магазинам за подарками, а потом он уехал. Игорь уехал еще раньше. Я остался один. Разве что Эртан забегал, да Денис - сосед с Дюфора составлял компанию в перерывах между выходами в море. От скуки я попытался даже заболеть, умудрившись простыть при 25-градусной жаре, спасибо кондиционеру, не иначе. Впрочем и этого разнообразия хватило от силы дня на три.
Паша уехал 20-го, я уезжать не решался, боясь пропустить такое важное для меня письмо. Прошло две недели, а я, словно какая-нибудь брандвахта, сидел, неся караульную службу. В конце концов, договорившись с Леной из ECE Marina, что она мне сообщит о письме (всё равно оно придёт в марину), я взял билеты домой. Не дождался я всего ничего, буквально через несколько дней мне, сломя голову, пришлось мчаться в Турцию, чтобы получить письмо лично. Из этого ничего не вышло, но об я подробно рассказал в Судовом журнале за апрель 2022 г., не буду повторяться.
P.S. Такой компанией, как была в этот раз, впредь собраться уже, кажется не получится. В феврале 2022 г. начнётся военная операция на Украине. Дима, всегда не любивший российскую действительность и, ко всему прочему, находящийся под тотальным психологическим контролем своей супруги - западной украинки весьма радикальных взглядов, с началом СВО решил порвать с русскими друзьями, вычеркнув их из своей телефонной книжки. Марат по своим причинам вынужден безвыездно оставаться в Праге, и даст ли жизнь шанс встретиться еще, кто знает. Владимир Вольфсон, с которым мы познакомились в апреле 2021 г. в Каше и потом, как вы помните, встретились снова там же, как и Дима, занял позицию, исключающую общение. А с Пашей мы еще встретимся, и не раз, о чём вы сможете прочитать в других журналах.