Найти в Дзене

Лестница саксонского ювелира

Васильевский остров, по вполне понятным причинам, настоящий "заповедник" зданий, ведущих свою долгую историю еще с "осьмнадцатого" века. Конечно их много раз перестраивали, но порою, они до сей поры скрывают, пусть и не столь древние, но весьма любопытные и редкие артефакты...

Когда на этом месте был построен первый каменный дом мы, на самом деле, в точности не знаем. Первым известным владельцем был князь Федор Алексеевич Голицын который скончался здесь в 1736-м. После - здание несколько раз меняло хозяев и даже одно время просто пустовало. Его перестраивали, расширяли, перепланировали в соответствии с нуждами и желаниями собственников. Последняя значительная перестройка этого дома была проведена в 1835-м и с тех пор облик его практически не менялся (!). Фасад приобрел черты характерного для того времени классицизма и похоже именно тогда тут появилась эта удивительная лестница.

-2
-3
-4

Конечно колоннада в парадной была тогда своеобразным модным шиком, но "приспособить" ее на совсем узком и тесном пространстве старого здания было достаточно сложно.

-5
-6
-7

Впрочем "приспособили", причем, на мой взгляд, совершенно замечательным образом.

-8

-9
-10

Кто был автором этого оригинального проекта мы, увы, не знаем. А вот имя заказчика можем назвать точно. Им был саксонский подданный Эммануэль Георг Паннаш. 

23-летний саксонец перебрался в Петербург ещё в 1796-м. По профессии он был ювелиром и вероятно рассчитывал, что его таланты будут иметь высокий спрос у блестящего екатерининского двора. Но немного опоздал... Впрочем, Эммануэль Георг все равно нашел свою "нишу" и в новых российских условиях. Он стал специализироваться на "производстве" российских орденов, а 1809-м был принят в столичный иностранный цех ювелиров уже в качестве мастера-эмальера. Через 12 лет работы, в 1821-м, Эммануэль Георг Паннаш стал официальным поставщиком Капитула российских орденов и Кабинета Его Императорского Величества. Безусловно, имея такой бизнес, к 62-м годам он уже давно мог себе позволить приобрести приличный дом на набережной Васильевского острова и перестроить его в соответствии со своими вкусами и пристрастиями. Правда судьба не позволила ему долго наслаждаться новой собственностью. Всего через год после новоселья Паннаш скончался... А у старого дома появились очередные новые владельцы. Хотя менять в нем, по большому счету, уже никто ничего не стал…

Сегодня имя саксонского ювелира наверно помнят только специалисты-нумизматы и коллекционеры. Но это о том, что сделал он сам. Ну, а я пожалуй запомню это имя более в связи с тем, что сделали для него... Пусть и неизвестные нам мастера.

Такая вот история. И такие вот "лестничные ракурсы".