Благодаря замечательному роману английского писателя Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" имя Робинзон стало нарицательным. Серьезные изменения в мышлении простого морского путешественника, волею судеб оказавшегося в одиночку на необитаемом острове на протяжении нескольких десятков лет жизни.
В истории бывали случаи, когда люди в реальности становились отшельниками вдали от цивилизации, пытаясь найти уединение и связь с природой, а кто-то попросту прятался от государственных властей.
Среди таких "Робинзонов" был и белорусский крестьянин, Иван Васильевич Бушило, бывший красноармеец, пулеметчик, участник Великой Отечественной войны, более 40 лет проживший на острове посреди болота в белорусских лесах.
Боевой путь будущего «белорусского Робинзона»
В Красную армию уроженец Брестской области И. В. Бушило попал достаточно поздно, в августе 1944 года, уже после полного освобождения Белоруссии. Служить он стал в полку 312 стрелковой дивизии.
Отличился он в Польше в январе 1945 года: сумел обеспечить пулеметному расчету своевременный подвоз боеприпасов под шквальным огнем противника и в бою уничтожил нескольких врагов. За это в марте того же года он был награжден медалью «За боевые заслуги».
В апреле 1945 года ефрейтор Иван Бушило проявил героизм при штурме Берлина: «При уничтожении окруженной группировки юго-восточнее Берлина первым ворвался в траншею противника и уничтожил четырех немецких солдат». За проявленное мужество молодой двадцатитрехлетний воин был награжден медалью «За отвагу».
Неосторожное слово…
После окончания войны и возвращения на родину, в село Бостынь, Иван Васильевич столкнулся с советскими органами правопорядка… Эту историю все рассказывают по-разному, но суть ее сводится к следующему: Иван Васильевич встретился на улице родного села с участковым и сопровождавшим его сотрудником НКВД, который позволил себе негативно высказаться о Г. К. Жукове, попавшем к тому времени в опалу.
Именно под началом маршала Жукова служил когда-то И. Бушило. Он не смог стерпеть оскорбления и дал «сотруднику органов» достойный ответ: «Жуков был полководец – так это полководец. А ты тут что командуешь – ничего»…
Понятно, что дерзкий ответ молодого солдата пришелся не по вкусу местному участковому, и тот ответил, что о Жукове Иван Васильевич будет вспоминать, сидя рядом с белыми медведями…
Расплата…
Родня Ивана Бушило пришла в ужас от рассказа сына и брата и решила, что называется «от греха подальше», отправить того на дальний хутор. Отец же как глава семьи попытался уладить ситуацию, но ничего не получилось…даже больше…
По рассказам родственника Ивана Васильевича отец героя вспоминал следующее: «Пойду в магазин, куплю пару бутылок водки. Что они, не люди?... Но не получилось… Они давай тут шмон наводить…начал говорить, один как пистолет выхватил, как дал – до последнего зуба»…После этого, герой истории и ушел «в леса»… А семья объявила его умершим.
Жизнь на острове
Первое время И. Бушило скрывался у знакомых охотников и рыбаков. Его искали, пытались прочесывать даже болота, но Иван знал родные места очень хорошо и умело скрывался от органов правопорядка. Все тот же родственник Ивана Васильевича рассказывал: «Если б не люди, то ясно, его б за зиму выловили. А тут - кто корову гонит, в ягоды идет или в грибы…помогали... Поговаривают, будто … даже сын родился, только фамилию и отчество он другие носит».
Позже герой перебрался на небольшой остров в глубине Полесских болот, который был никому неизвестен и необитаем. Дорогу к нему родственники сделали практически непроходимой, а «для своих» проложили тайную тропу. Жил Иван Васильевич сначала в брезентовом шалаше, потом сделал более комфортный из черной тепличной пленки.
Быт Робинзона был неприхотлив: ел он один раз в день, утром, мылся только летом, из большой бочки, от комаров спасался махоркой. Родственники передавали Ивану Васильевичу еду один раз в две недели: тушенку, макароны, картошку.
По воспоминаниям племянников, до конца жизни Иван Васильевич, несмотря на одноразовое питание и тяжелые условия жизни, оставался здоровым и сильным человеком, мог зубами поднять и пронести пару шагов мешок с картошкой. За собой он тоже следил: брился, менял одежду, занимался, как умел, спортом. На острове Иван Васильевич развел ульи и иногда охотился, правда, никогда не трогал местных коз, с которыми успел подружиться.
Следил за всем, что происходит в мире
Иван Васильевич знал о том, что происходит в мире, регулярно читал газету «Правда», которую специально для него покупали родственники, слушал радио, даже «голоса с той стороны», например, Би-Би-Си. Знал он и то, что его продолжают искать и наступившей хрущевской «оттепели» не доверял. Говорил так: «Они теперь еще злее…всех поймали, а меня нет»…Видно, он тогда, и правда, здорово обидел участкового. Его продолжали искать и в 60-ых, и в 70-ых. Племянник рассказывал об этом так: «Неделю нет, а на другую - каждый день, через день приходят».
Искали Ивана Васильевича до середины 80-ых, потом то ли забыли, то ли отстали. Родственники, к которым мужчина регулярно наведывался, чтобы посмотреть телевизор, предлагали ему вернуться к нормальной жизни, но тот отказывался, лишь изредка нанимался на работу на близлежащие хутора.
Исход из леса…
От привычной жизни и болота Ивана Васильевича сумел оторвать племянник. Он практически «выманил» деда, пригласив его в гости и познакомив с милиционером. Последний и убедил старика в том, что он «обычный советский гражданин» и может жить вполне свободно. Выдал ему паспорт и даже помог оформить пенсию…
Спустя 27 лет после ссоры «за Жукова», в 1989 году, Иван Бушило, которому было уже 69 лет, вернулся к людям. Правда, в лес его все-таки тянуло. Сам он говорил племяннику так: «Вот ходил, посмотрел на ульи, под елкой хоть полежал. Раньше около меня синицы скакали, а теперь все боятся»…
Последние годы жизни Иван Васильевич провел в небольшом доме в родном селе. Умер в 1994 году, пережив и НКВД, и СССР…
Большое спасибо за внимание! Не забудьте оставить свой комментарий, поставить "Нравится" этой статье и подписаться на канал!
#история россии #ссср #великая отечественная война