Найти тему
Книга памяти

Шел трамвай 10 номер 3

Начало здесь

В эту ночь Надежда спала беспокойно и урывками. Часто просыпалась, снова засыпала, видела во сне себя, Сергея, их маленькую дочку Машеньку, которая в 3 года определила, что звать ее Маруська, а Машенька ей совсем не подходит.

Утром она проснулась уставшая, разбитая и с тупой головной болью. Хотелось просто лежать и совсем ни о чем не думать. Мысли, как тараканы, то разбредались в больной голове, то собирались в кучу, словно хотели обсудить все вопросы сразу.

Надежда через силу встала, выпила утренний чай и решила не откладывать традиционную прогулку, тем более что гулять лучше утром, пока не так жарко.

Она вышла на улицу и огляделась. Куда бы пойти? По магазинам – не хочется, в ближайшем сквере много собачников и детворы с мамами. Тоже не очень подходящее для нее сейчас общество.

Ноги сами направились в городской центральный парк, где всегда можно было найти тихое место для отдыха. Благо идти было не так далеко.

Она пришла в парк, когда солнце уже ощутимо припекало. Найдя тенистую аллейку, Надежда медленно пошла по дорожке. Издалека доносились детские крики, веселый лай собак, шум машин на дороге, а здесь было тихо и прохладно. Она искала скамейку, чтобы присесть и отдохнуть.

- Надюша! – окликнул ее знакомый голос. Надежда посмотрела по сторонам и с удивлением увидела впереди себя Сергея, который сидел на перилах небольшого мостика.

Он встал и пошел ей навстречу.

- Это какое-то чудо, я только что подумал, что было бы здорово, ели бы ты пришла на наше место. И почти сразу увидел тебя.

- Наше место? - удивилась Надежда неожиданному появлению Сергея. Видимо она так задумалась, что не заметила, как дошла до мостика, где они не раз сидели в молодости.

- Ну да, ты забыла? - Сергей пошел рядом с Надеждой, увлекая ее в сторону мостика, - заросло здесь, конечно все, стало еще тише, но мостик сохранился очень хорошо. Я сидел и думал, как мне найти тебя. Придти прямо домой не совсем удобно, что подумает твой муж. А телефона твоего у меня нет.

- Муж? Какой муж? – растерявшись, Надежда не сразу поняла о каком муже идет речь.

- Твой, какой же еще? Или.., - с надеждой в голосе спросил Сергей.

- Нет у меня никакого мужа. И никогда не было. Есть замечательная дочка Маруська, Мария Сергеевна, есть отличный зять Роман Владимирович и есть чудесный внук…, - Надежда запнулась, понимая, что сейчас назовет имя своего внука и этот большой, взрослый Сергей все поймет, - четырех лет, - после паузы продолжила она.

Она выдохнула и с иронией уточнила:

- Надеюсь это все, что тебя интересует?

- Ну, зачем ты так. Я очень рад, что тебя встретил. Если бы ты знала, сколько раз я вспоминал тебя, твои глаза, губы, твою улыбку. Я любил и люблю только тебя, всю свою жизнь.

- Если любил, вспоминал, почему же ушел так неожиданно? Знаю, скажешь – служба, приказ… . Тогда почему не нашел после службы. И что это за служба длиною в 30 лет, которая не позволяет позвонить или написать? – в голосе Надежды уже не было иронии, была боль и обида.

- Я тебе все объясню, все подробности я и сам узнал только чуть больше трех месяцев назад. Давай где-то сядем и поговорим. На перилах нашего мостика можно только влюбляться, говорить лучше где-то на скамейке. А может, пойдем в какое-то кафе, в ресторан?

- Нет, никуда мы не пойдем, поговорить можно и здесь, давай найдем скамейку в тихом месте.

И они пошли дальше по аллее, пока не увидели свободную скамейку в тени под огромной березой.

Оба молчали, не зная с чего начать разговор.

- Мама…, она болела…, умерла три месяца назад, - тихо сказал Сергей.

- Очень жаль, - сухо ответила Надежда, а про себя подумала, - причем здесь твоя мама, вот про нее то я как раз меньше всего хочу знать.

- Она сообщила о своей болезни за две недели до смерти, мы редко общались, она все время говорила, что не хочет ничего знать ни обо мне, ни о моей жизни.

А тут позвонила и попросила приехать. Я приехал, она была в больнице и почти уже не вставала. Когда я пришел, первое что она сделала, стала просить у меня прощение. За то, что так испортила всю мою жизнь.

Сергей рассказывал медленно, тщательно подбирая слова. Видно, что ему трудно дается этот разговор.
- Она рассказала мне, что всю свою жизнь хотела гордиться мной, чтобы я до генерала дослужился, уважаемым человеком стал. От всех проблем жизненных оберегала. Такой проблемой в ее глазах была и ты. Она была против нашей женитьбы, считала, что рано, я должен делать карьеру. Поэтому, когда ты пришла к ней, она тебе что-то там наговорила. Ты ушла.

Сергей замолчал, молчала и Надежда, снова переживая то трудное для себя время. Она вспомнила, как округлились глаза у матери, когда она узнала о беременности Нади, как она плакала и все повторяла, что теперь их семья будет опозорена.

И только отец, пришедший вечером с работы, услышав новость о Надиной беременности, помолчал и твердо сказал:

- Вырастим, тебя вырастили и малыша вырастим. Нечего лить слезы, новый человек в семью входит. Радоваться надо. А приедет Сергей, разберемся.

Сергей не приехал. Мама и папа помогли ей все выдержать и вырастить это чудесное чудо под именем Маруська. Сейчас уже ни мамы, ни папы, а Маруська стала красивой молодой женщиной Марией Сергеевной и подарила бабушке новую любовь. Внука Сергея.

Она уже хотела сказать, что не держит обиды на маму Сергея, что все в прошлом.

Но он сам заговорил снова.

- Она рассказала и о том, что ты к ней беременная приходила, и о том, что потом, позже, хотела внучку показать. Но она была непреклонна. К этому времени она уже и Наргиз отправила назад, в Афганистан. Вот только от Айгуль избавиться не могла, мала та была еще.

Надежда, услышав незнакомые имена, вопросительно посмотрела на Сергея.

- Я расскажу тебе все как есть. Уже можно. Главное, ты верь, врать мне сейчас совсем ни к чему, - ответил на немой вопрос Сергей.

- В ту ночь у меня было дежурство по части. Всех подняли ночью по тревоге и посадили на автобусы. Обыкновенные гражданские автобусы, которые курсировали на городских маршрутах. Связи из части не было. Думаю, ее специально отключили, чтобы никто никуда не успел позвонить.
- Так я оказался в Афганистане. Не буду описывать, что было и как, когда-нибудь я расскажу и об этом. Скажу только, что служил я почти до последнего дня. И ранен был, и бит моджахетами, и со смертью на «ты» разговаривал. Но обошлось как-то.
Уже советские войска стали выводить, а мы все еще воевали. Еще гибли солдаты и уходили на родину машины с грузом 200.
-2

- В одном из боев ранили моего командира. Сашку Околодкина. Мы с ним с первого дня вместе. И в бою, и в плену, и в разведке. Рана была сложная, до медиков добраться трудно. Пытались сами, как могли, помочь. Но он знал, что это конец.

- Вызвал меня, мы с ним вроде как друзьями стали. Вот он мне там и отдал последний приказ. Вернее наказ.

- Была у него там женщина, афганка, красивая молодая девочка 18 лет. Наргиз звали. Любил он ее. Она ребенка ждала. Вот и попросил он меня вывезти ее в Советский союз, помочь обустроиться. Иначе пропадет, забьют ее моджахеты, все знали, что она с русским живет. И о ребенке просил позаботиться. Не выжил Сашка. Грузом 200 домой поехал.

- Нас тогда машинами вывозили, мы ее в машине спрятали и уже на территории союза вытащили. На границе сказал, что жена моя, не могу ее там оставить. Пропустили. К нам тогда снисходительно относились.

- Я уже тут, в Советском союзе, отпуск получил за все время, что в Афгане был, больше полугода. Поехали с Наргиз к маме моей. Куда ж мне ее девать. Она язык плохо знает, всю жизнь в кишлаке прожила, деревня значит по-нашему. Скромная восточная красавица.

- А мать нас на порог не пустила. Сказала, нечего всякую черномазую в дом тащить. Тем более еще и не свою, а чью-то женщину. Слушать не хотела никаких моих объяснений. И про тебя тогда сказала, что ты замуж за отца своей дочки вышла и уехала в неизвестном направлении.

- Я расстроился сильно. Схватил Наргиз за руку и в часть пошел. А там рапорт написал: от отпуска отказался и попросил перевести в другую часть, подальше отсюда. Мы не общались с матерью больше 25 лет.

Сергей замолчал. Молчала и Надежда, переваривая всю эту историю. В голове вся информация не укладывалась, в горле стоял ком, а сердце прыгало так, словно хотело выскочить из груди.

- Надюша, с тобой все в порядке? – спросил через некоторое время Сергей. Он видел, как побледнела женщина, как выступили капельки пота у нее на висках.

- Жарко что-то, проводи меня домой, - тихо попросила она.

Сергей бережно взял ее под руку и направился к выходу из парка.

Окончание здесь

Начало здесь

Приветствую всех своих подписчиков и тех, кто просто зашел в гости.
Спасибо, что читаете и двойное спасибо тем, кто комментирует и лайков не жалеет. Любое ваше участие мне дорого и ценно.
Друзья, сейчас на Дзене мои статьи прочитать могут только подписчики. Поделитесь этой историей в соцсетях, чтобы о ней узнали и другие. Это можно сделать по стрелочке рядом с лайками.
И проверьте, пожалуйста, а вы сами подписаны?
Я буду всем очень благодарна.

Ссылка на мой канал Книга памяти

#любовь, жизненные истории