Детективным жанром я пресытился еще в школе, сыто отдуваясь после проглоченных шкафов писанины эпического Конана Дойля и зажигательной поклонницы свердловского рока Агаты Кристи. Был еще такой интересный жанр детективного советского сыска – полезные книжки учили коммунистических подростков бдительности и азам выявления шпионов, предателей Родины и контрабандистов. Потом появились распиаренные хитяги Тирекса Стаута и Иосифа Флеминга, но они не оправдали моих ожиданий. Ведь тогда уже гремел Савелий Говорков из серии книг про приключения «Бешеного». Какие шансы были у Джека Ричера (персонаж романов Ли Чайлда) хоть как-то себя проявить себя на фоне блокбастеров «По прозвищу «Зверь» или «Антикиллер»? Практически никаких. Остался глотать пыль на обочине мировой литературы.
Тем не менее, Ричер умудрился впарить по миру десятки миллионов своих книжек. Сливки с его успеха успел снять шустрый карлик Том Круз – убедительно сыграл двухметрового амбала-рукопашника по методике Станиславского. Денег не особо поднял, зато закорешился с режиссером Маккуори, который ему уже семь лет клепает пенсионные сиквелы «Миссия невыполнима».
Джек Ричер, конечно, требовал другой фактуры и другого экшен-стиля. То, что его время пришло именно сегодня выглядело довольно неожиданно – не самый типичный герой для современного экшена. Актера на роль в сериале «Ричер» (Reacher, 2022) выдали такого, что я уж поперхнулся когда увидел. Это же молодой Дэнис Куэйд, которого распидарасило на самых ядреных бодибилдерских гейнерах до ширины Ральфа Мёллера. Не было шансов не посмотреть это кино.
От пролога фильма я снова нервно проверил календарь – как же так, ведь такое кино больше не снимают. Железная поступь, каменная рожа, ноль слов «Кобра»-стайл, от этой твари веет хоррорной жутью. Неужели у нас из ниоткуда появился новый чемпион «Золотой малины», который вернет нас во времена пикового Дольфа Лундгрена и Брайана «Stone Cold» Босворта?
– Вышел на шесть лет раньше, чем первая книжка про Ричера. А в сериале звучит фраза про stone cold killers.
Но, увы, конечно же нет. Крепыш быстро распечатал свое ебало и распизделся так, что уши зрителя сразу обвисли на плечи. Стал шпарить подстрочник своей мусорной книжки (снято по первому Ричер-роману «Этаж смерти») – дедуктивный метод, поразительное внимание к мелочам и прочий дефективный (извинтите – детективный) онанизм. Но Бревно Ричер все равно зацепил, он не безнадежен. Выдает очень солидные понты перед тем как разломать кому-нибудь рожу – походка атомного ледокола и равнодушный взгляд на тебя как на боксерскую грушу. Я от такого давно отвык, поэтому прямо залюбовался – очень хорош, это не диснеевские кривляния Скалы. Ни в одной ситуации себя не роняет. Реальная машина.
Трудный старт Ричера на пути к настоящей Брутальной Мужественности:
В этом и первые недопонимания. Ты, вообще, сильный или умный? Опер, спецназовец или следователь? Это вообще-то разные профессии, образование и навыки. Бревно Ричер как-то по харизме ближе к Дюку Нюкему. Так дайте нам безудержного угара «Коммандо», зачем он часами ходит и корчит задумчивые рожи со своими интеллектуальными ребусами? Пришел, всех быстренько убил, закурил сигару на фоне ядерного взрыва и всего доброго. Всех дел максимум на два часа. Но нет, в сериал ведрами накидывают воды – нужно всё разбодяжить на восемь серий.
Авторы сериала и сами всё прекрасно понимают, потому что размазали экшен скупыми мазками по всем эпизодам. Иногда приходилось просто искусственно вставлять экшен-сцену в серию, чтобы не потерять зрителя. Потому что мощь Ричера – главный локомотив всей этой затеи. А каждый эпизод лишь занудная прелюдия к пяти минутам адской пальбы и мордобоя.
Помимо доминирующего Бревна в кадре оформляется его боевая команда. Горбатая карлица с впалой грудью и головой гидроцефала – ведет себя крайне дерзко и самоуверенно залупается на огромных мужиков. Каждый из которых может положить ее мышиную жопку на ладонь и прихлопнуть сверху так, что останется только лужица соплей.
Напарник-следователь – какой-то комнатный негр. Несмешной и даже не боксер. Против юмориста Эдди Мерфи, который, при случае, мог грамотно вписать крюк, не тянет. Как то так вышло, что в расистские 80-е негров, внушающих уважение, показывали в мужском кино гораздо чаще.
Сюжет лучше, чем кажется по первым сериям. Правдоподобность сразу не обсуждаем – там с середины сериала над городком бы уже летали вертолеты национальной гвардии и все лежали мордой в пол, а Ричер бы навсегда уехал на зону. Фильм вообще по нормальному разгоняется только к шестому эпизоду, где как раз и начинается боевик в чистом виде. Сюжет хорош тем, что дает Бревну максимальную мотивацию – мстит за убитого брата. Финальная рукопашка прям жирно предначертана прямо с пролога – наконец-то ты попал мне в руки, пришло время расплаты. А еще хорош тем, что злодеи раскрываются интересно. Крутые киллеры, масштабное ОПГ, кровожадные венесуэльские чечены, хоррорные пытки, психи-садисты, а в итоге неожиданный твист, который выводит личное противостояние к яркой кульминации. Отжать бы еще два бассейна воды – кино получилось бы на загляденье.
Есть претензия к экшену. Видно, что есть энтузиазм, но нет понимания каких-то базовых вещей. Бревно не должен драться, он должен сокрушать. Это же помесь Арнольда Шварценеггера со Стивеном Сигалом – что за сраное карате вы там постоянно придумываете? Два тяжелых хука, добавил с локтя, башкой в рыло, вмял куль с говном в стену, приложил зубами об столешницу, сломал стомпом голень, оторвал руку. Других драк здесь быть не может. Стряхнул кишки с ножа, пошутил про отлетевшие пол-лица от хедшота в затылок. Всё это есть, но неровно. Слишком много моментов, когда этот образ разрушается какой-то несерьезной мельтешней, сразу пропадает настроение от персонажа и видно, что это не боец. Какие-то размахайки бичслэпами с развороту или напряженные противостояние с дрыщами, которым он должен просто свернуть башку и вынуть позвоночник. Вот на сцене, где Ричер ломает ноги трупу, потому что тот не вмещается в багажник я кричал. Когда его хуярят монтировкой по башке как терминатора – ну, а как его еще можно победить? В экшене есть очень серьезные ошибки. Это главное, что нужно доработать на следующие 60 сезонов «Ричера». Бревно не должен состязаться, он должен уничтожать.
– Фильм тоже вышел на шесть лет раньше первой книжки про Ричера. А в сериале есть прямые цитаты на Сигала. Эдак, Ли Чайлд в следующем романе вообще заговорит Гвоздями Слов!
Что мы имеем в итоге. Смотреть сериал целиком мне было бы невыносимо. После пары серий, я уже проскакивал большинство натужных диалогов, и это никак не влияло на понимание происходящего. Последние две-три серии смотрятся уже с увлечением. Финал так и вовсе хорош – каждый персонаж сцепился насмерть со своим заклятым врагом, практически как в «Двойном ударе»! Сериал громко выстрелил. Но непонятно как Бревно впишется в кодексы современной популярности. Последнему Бонду хватило буквально пары крутых фильмов, чтобы ему навели полный дресскод с гомосексуальной терпимостью и бескомпромиссным подавлением своей сексистской токсичности.
Поэтому, посмотрите на то, что получилось у Ричера. Не факт, что так хорошо будет дальше. Даже с учетом серьезных недостатков этого сериала.
Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru
#кино #джон ричер #детектив #том круз #денис куэйд