В Русском музее хранится акварельная композиция из двух частей (изначально частей, предположительно, было три или четыре) авторства художника М.М. Иванова под названием «Генерал-фельдмаршал светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический на набережной Невы в сопровождении кавалерийского отряда (Триумф Потемкина в Санкт-Петербурге)». Исполнена она в 1798 г.
Название произведению, судя по всему, дано не автором, а позднейшими исследователями.
В музейном описании работы говорится следующее (привожу отрывки из описаний к обеим ее частям):
«Эта композиция, исполненная уже после смерти князя Потемкина, носит мемориальный характер. Вероятно, первоначально она состояла из трех или четырех частей (об этом свидетельствуют особенности ее построения), из которых в настоящее время известны только две….
На Дворцовой набережной, у моста через Малую канавку напротив Петропавловской крепости запечатлен конногвардейский полк во главе со светлейшим князем Григорием Потемкиным-Таврическим, чье портретное сходство не вызывает сомнения. В то же время конногвардейцы представлены в парадной форме, которую они получили лишь в 1797 году: палевый колет, черные кирасы с алой опушкой, шляпы с плюмажем. На вальтрапах и чушках – шитые андреевские звезды, указывающие, что перед нами конная гвардия. В 1786 году кирасы были отменены и появились лишь в 1797… Потемкин начинал службу рядовым в лейб-гвардии Конном полку».
У меня нет какого-либо специального намерения подвергать сомнению компетентность и авторитет сотрудников Русского музея. Тем не менее, по результатам атрибуции и описания произведения возникает целый ряд вопросов, ответы на которые не очевидны:
- Кому в 1798 г., через семь лет после смерти Потемкина и через два года после начала правления Павла I, при котором память о екатерининских фаворитах особо не жаловали, понадобилось заказывать изображение триумфа Григория Александровича? Художник Михаил Матвеевич Иванов действительно когда-то состоял при Потемкине, но само по себе это же ни о чем не говорит. После смерти светлейшего князя Иванов находился в Санкт-Петербурге и, соответственно, с 1796 г. – достаточно близко, по крайней мере, географически, к новым властям, которым память о Потемкине была не слишком дорога.
- Если это триумф, то почему два его свидетеля (на одной из частей произведения) не уделяют ему внимания, продолжая свой разговор, а один из них демонстрирует и полную индифферентность, повернувшись к триумфу спиной?
- Почему и сам Потемкин, и остальные участники его триумфа одеты в униформу, как это совершенно справедливо отметили составители музейного описания, введенную через шесть лет после его смерти?
- Наконец, почему Потемкин в ходе своего триумфа, проходящего, предположительно, где-то ближе к концу его жизни, должен быть изображен в мундире именно Лейб-гвардии Конного полка, в котором он действительно начинал службу, но из которого еще в 1763 г. был отчислен и более не имел к нему отношения?
Обсуждаемый персонаж, кстати, изображен с двумя глазами. Однако относительно того, был ли Потемкин одноглазым, то есть потерял ли он глаз, или лишь ухудшилось зрение в нем, информация противоречива, поэтому этот нюанс мы рассматривать в данном случае не будем.
Представляется, что «не вызывающее сомнения» портретное сходство не является достаточным аргументом для атрибуции персонажа изображения как Потемкина. И кажется, что «кандидата» в персонажи этого произведения следует искать среди лиц, действительно служивших в Лейб-гвардии Конном полку в павловское царствование или имевших тогда право носить мундир этой части.
Среди шефов полка в этот период, вроде бы, никто не походит в достаточной степени на изображенного во главе конногвардейцев (или части их). Это сам император Павел I, Великие князья Николай и Константин Павловичи, а также принц Александр Вюртембергский, пробывший шефом Лейб-гвардии Конного полка сутки (!), который вряд ли успел бы и имел особые основания быть изображенным во главе части.
А вот список командиров полка, занимавших этот пост в павловское царствование (копирую из Википедии):
28.01.1793 — 10.09.1797 — секунд-майор гвардии и генерал-майор (с 02.05.1797 — генерал-лейтенант) Григорий Алексеевич Васильчиков
10.09.1797 — 24.11.1797 — полковник (с 17.09.1797 — генерал-майор) Пётр Семёнович Муравьёв
24.11.1797 — 02.03.1798 — генерал-лейтенант барон Пётр Алексеевич фон дер Пален
02.03.1798 — 18.03.1798 — генерал-майор Пётр Семёнович Муравьёв,
18.03.1798 — 05.01.1800 — генерал-лейтенант князь Борис Андреевич Голицын,
26.01.1800 — 14.08.1800 — генерал-майор Михаил Сергеевич Каракулин,
14.08.1800 — 04.10.1800 — полковник Иван Фёдорович Янкович-де-Мириево
05.10.1800 — 08.12.1800 — генерал-адъютант генерал-майор Сергей Алексеевич Кожин
08.12.1800 — 26.01.1803 — генерал-лейтенант (с 15.09.1801 — генерал от кавалерии) Александр Петрович Тормасов.
Портретов Муравьева, Каракулина и Янкович-де-Мириево найти не удалось. Портреты остальных, кажется, не несут признаков схожести с внешностью изображенного на рассматриваемом произведении М.М. Иванова.
Что же мы имеем в результате? Практически ничего. Мы не знаем, кто во главе Лейб-гвардии Конного полка или его части скачет по набережной Невы в 1798 г. Однако версия о том, что это Потемкин, вызывает большие сомнения.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.