Найти тему
Исторические мелочи

Триумф Потемкина в павловском Петербурге?

В Русском музее хранится акварельная композиция из двух частей (изначально частей, предположительно, было три или четыре) авторства художника М.М. Иванова под названием «Генерал-фельдмаршал светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический на набережной Невы в сопровождении кавалерийского отряда (Триумф Потемкина в Санкт-Петербурге)». Исполнена она в 1798 г.

-2

Название произведению, судя по всему, дано не автором, а позднейшими исследователями.

В музейном описании работы говорится следующее (привожу отрывки из описаний к обеим ее частям):

«Эта композиция, исполненная уже после смерти князя Потемкина, носит мемориальный характер. Вероятно, первоначально она состояла из трех или четырех частей (об этом свидетельствуют особенности ее построения), из которых в настоящее время известны только две….
На Дворцовой набережной, у моста через Малую канавку напротив Петропавловской крепости запечатлен конногвардейский полк во главе со светлейшим князем Григорием Потемкиным-Таврическим, чье портретное сходство не вызывает сомнения. В то же время конногвардейцы представлены в парадной форме, которую они получили лишь в 1797 году: палевый колет, черные кирасы с алой опушкой, шляпы с плюмажем. На вальтрапах и чушках – шитые андреевские звезды, указывающие, что перед нами конная гвардия. В 1786 году кирасы были отменены и появились лишь в 1797… Потемкин начинал службу рядовым в лейб-гвардии Конном полку».

У меня нет какого-либо специального намерения подвергать сомнению компетентность и авторитет сотрудников Русского музея. Тем не менее, по результатам атрибуции и описания произведения возникает целый ряд вопросов, ответы на которые не очевидны:

  • Кому в 1798 г., через семь лет после смерти Потемкина и через два года после начала правления Павла I, при котором память о екатерининских фаворитах особо не жаловали, понадобилось заказывать изображение триумфа Григория Александровича? Художник Михаил Матвеевич Иванов действительно когда-то состоял при Потемкине, но само по себе это же ни о чем не говорит. После смерти светлейшего князя Иванов находился в Санкт-Петербурге и, соответственно, с 1796 г. – достаточно близко, по крайней мере, географически, к новым властям, которым память о Потемкине была не слишком дорога.
  • Если это триумф, то почему два его свидетеля (на одной из частей произведения) не уделяют ему внимания, продолжая свой разговор, а один из них демонстрирует и полную индифферентность, повернувшись к триумфу спиной?
  • Почему и сам Потемкин, и остальные участники его триумфа одеты в униформу, как это совершенно справедливо отметили составители музейного описания, введенную через шесть лет после его смерти?
  • Наконец, почему Потемкин в ходе своего триумфа, проходящего, предположительно, где-то ближе к концу его жизни, должен быть изображен в мундире именно Лейб-гвардии Конного полка, в котором он действительно начинал службу, но из которого еще в 1763 г. был отчислен и более не имел к нему отношения?

Обсуждаемый персонаж, кстати, изображен с двумя глазами. Однако относительно того, был ли Потемкин одноглазым, то есть потерял ли он глаз, или лишь ухудшилось зрение в нем, информация противоречива, поэтому этот нюанс мы рассматривать в данном случае не будем.

Представляется, что «не вызывающее сомнения» портретное сходство не является достаточным аргументом для атрибуции персонажа изображения как Потемкина. И кажется, что «кандидата» в персонажи этого произведения следует искать среди лиц, действительно служивших в Лейб-гвардии Конном полку в павловское царствование или имевших тогда право носить мундир этой части.

Среди шефов полка в этот период, вроде бы, никто не походит в достаточной степени на изображенного во главе конногвардейцев (или части их). Это сам император Павел I, Великие князья Николай и Константин Павловичи, а также принц Александр Вюртембергский, пробывший шефом Лейб-гвардии Конного полка сутки (!), который вряд ли успел бы и имел особые основания быть изображенным во главе части.

А вот список командиров полка, занимавших этот пост в павловское царствование (копирую из Википедии):

28.01.1793 — 10.09.1797 — секунд-майор гвардии и генерал-майор (с 02.05.1797 — генерал-лейтенант) Григорий Алексеевич Васильчиков

10.09.1797 — 24.11.1797 — полковник (с 17.09.1797 — генерал-майор) Пётр Семёнович Муравьёв

24.11.1797 — 02.03.1798 — генерал-лейтенант барон Пётр Алексеевич фон дер Пален

02.03.1798 — 18.03.1798 — генерал-майор Пётр Семёнович Муравьёв,

18.03.1798 — 05.01.1800 — генерал-лейтенант князь Борис Андреевич Голицын,

26.01.1800 — 14.08.1800 — генерал-майор Михаил Сергеевич Каракулин,

14.08.1800 — 04.10.1800 — полковник Иван Фёдорович Янкович-де-Мириево

05.10.1800 — 08.12.1800 — генерал-адъютант генерал-майор Сергей Алексеевич Кожин

08.12.1800 — 26.01.1803 — генерал-лейтенант (с 15.09.1801 — генерал от кавалерии) Александр Петрович Тормасов.

Портретов Муравьева, Каракулина и Янкович-де-Мириево найти не удалось. Портреты остальных, кажется, не несут признаков схожести с внешностью изображенного на рассматриваемом произведении М.М. Иванова.

Неизвестный художник «Портрет Г.А. Васильчикова» (?)
Неизвестный художник «Портрет Г.А. Васильчикова» (?)
Копия неизвестного художника с оригинала Г. фон Кюгельгена «Портрет графа Петра Алексеевича фон дер Палена»
Копия неизвестного художника с оригинала Г. фон Кюгельгена «Портрет графа Петра Алексеевича фон дер Палена»
И.Б.Лампи «Портрет Б.А.Голицына»
И.Б.Лампи «Портрет Б.А.Голицына»
Ф.Ф. Кинель «Портрет Сергея Алексеевича Кожина» (фрагмент)
Ф.Ф. Кинель «Портрет Сергея Алексеевича Кожина» (фрагмент)
Неизвестный художник «Портрет А.П. Тормасова»
Неизвестный художник «Портрет А.П. Тормасова»

Что же мы имеем в результате? Практически ничего. Мы не знаем, кто во главе Лейб-гвардии Конного полка или его части скачет по набережной Невы в 1798 г. Однако версия о том, что это Потемкин, вызывает большие сомнения.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.