Найти тему
Азвука - теория звука.

Вскрытие авторских колонок. Кто виноват в провале на СЧ?

В прошлой статье поверхностные измерения показали, что определенно есть смысл рассмотреть эту акустику более углубленно. Сказано - сделано!

Корпус подопытного. Смущают меня эти колодцы... Хотя, большого негативного влияния это не должно оказать
Корпус подопытного. Смущают меня эти колодцы... Хотя, большого негативного влияния это не должно оказать

Напомню, в чем была основная претензия к этой акустической системе после первых измерений. Так выглядит его АЧХ:

АЧХ на оси твиттера с одного метра, с применением временного окна 6мс, сглаживание 1/6 октавы. Чуть-чуть смущает провальчик в 20дБ
АЧХ на оси твиттера с одного метра, с применением временного окна 6мс, сглаживание 1/6 октавы. Чуть-чуть смущает провальчик в 20дБ

Проблема, со времени написания первой статьи, почему-то сама собой никуда не исчезла, поэтому лезу в колонку, до того, чтобы узнать, что именно исполняет каждый из динамиков.

Темно-красный - сумма сигналов, синий - басовик, светло красный - пищалка.
Темно-красный - сумма сигналов, синий - басовик, светло красный - пищалка.

Очевидно, что динамики не согласованы и определённо мешают друг другу. Суммарное излучение пары динамиков в зоне совместного излучения тише, чем каждый из динамиков по отдельности. Чтобы проверить свое предположение, я поменял полярность высокочастотника:

Добавился тёмно-синий график: сумма с изменённой полярностью пищалки.
Добавился тёмно-синий график: сумма с изменённой полярностью пищалки.

Теперь зона совместного излучения поднялась над уровнем каждого из динамиков, в этом варианте излучатели согласуются более гармонично. Но, никто плюс с минусом не перепутал, такая "неправильная" полярность выбрана специально.

Посмотрите на итоговую АЧХ при условно "правильном" подключении: абсолютный максимум громкости на 2кГц, потом провал на 7дб от 5 до 10кГц - ну, такое себе) Общая форма кривой будет лучше восприниматься именно с неправильной полярностью: немного завалена середина, почти v-образная АЧХ, с подчёркнутыми НЧ и ВЧ. На слух с точки зрения АЧХ более благозвучно будет звучать неправильное подключение. Но, это не делает звук правильным:) Наверняка, это был выбор из двух зол, выбор пал на АЧХ без торчащей середины. Гораздо приятней, когда акустика с басовитым и точным звуком (задраны края диапазона), чем с резким и крикливым (задрана середина).

Чтобы исправить несогласованность динамиков, как минимум, нужно изменить полярность относительно изначального варианта, а чтобы при этом не возникал горб на стыке - нужно раздвинуть частоты раздела.

Прежде чем делать более конкретные предположения, давайте посмотрим, что именно делает разделительный фильтр. Кстати, вот он:

Вся внутренняя электрика
Вся внутренняя электрика

Фильтр для НЧ динамика: две воздушные катушки, навесной монтаж, большой красивый конденсатор, качественные провода. Все по фен-шую:)

Это фильтр для басовика
Это фильтр для басовика
Это фильтр для пищалки: конденсатор и резистор.
Это фильтр для пищалки: конденсатор и резистор.

Что-то конденсатор "аудиофиллер" не очень помог одним фактом своего присутствия:) Видимо, припой обычный, не аудиофильский использовали, в этом был основной просчёт.

Итак, смотрим, как это работает:

Басовик с фильтром и без.
Басовик с фильтром и без.

НЧ без фильтра будет звучать совершенно не басовито - вы будете слышать в основном только СЧ. Фильтр создаёт ровную полочку, компенсируя особенности низкой добротности динамика и баффл-степа. Существенно снижая чувствительность акустической системы до 85 дБ- ну а как иначе? 10дБ нужно срезать с середины. По графику видно, что низкие частоты остались не тронуты, а весь среднечастотный диапазон заметно просел. Отлично! Смотрим, что происходит с пищалкой:

Пищалка с фильтром и без.
Пищалка с фильтром и без.

Пищалка тоже сильно зарезана резистором, децибел на 5. Подъем выше 10кГц - особенность этого динамика. Есть вероятность, что в других условиях, с другим фланцем или с другим расположением на передней панели, АЧХ может выглядеть иначе, без этого подъёма на самых высоких частотах.

Вернёмся к первым графикам:

Бледные - АЧХ НЧ и ВЧ динамиков по отдельности, темные - два варианта полярности пищалки при совместном включении.
Бледные - АЧХ НЧ и ВЧ динамиков по отдельности, темные - два варианта полярности пищалки при совместном включении.

Обратите внимание на проваленную область от 5 до 10кГц. Теперь, зная собственную АЧХ пищалки, мы видим, что за этот диапазон ответствен только высокочастотник. Резистор нужно использовать с меньшим сопротивлением, чтобы поднять уровень этой проваленной области. И уже после этого думать, что делать с горбом после 10кГц. Варианта три:

  • гасить режекторным фильтром,
  • попытаться исправить акустическим оформлением (изменить фланец или утопить динамик или сделать рупорок, поднимающий сч излучение).
  • Или оставить как есть и слушать музыку с брилиансом:)

Скорее всего, вместе с резистором нужно уменьшать и номинал конденсатора, чтобы сдвинуть частоту раздела вверх.

Это попробуем сделать в следующий раз.

Вывод после вскрытия - некоторые решения определенно хороши, АЧХ низкочастотного динамика смоделирована фильтром отлично. Но, к итоговой АЧХ пищалки и к согласованию двух динамиков определенно есть вопросы. Кстати, пищалка ну очень уж необычная:

не встречал такую раньше
не встречал такую раньше

Как всегда, все файлы измерений выложены на Бусти. 7 графиков с описанием. Можете оценить искажения, импульсные, согласованность динамиков по степ-респонсу, посмотреть ватерфолы и что угодно ещё. Тыц.