Найти тему

Вечная вторичность всего

Дэвиды Грэбер и Уэнгроу в своей книге “Заря всего. Новая история человечества” пишут, что Просвещение стало итогом освоения европейцами (довольно культурно отсталыми ещё в 15-м веке) целого ряда неевропейских идей, которые хлынули в эту часть света после начала Географических открытий.

В том числе китайских идей построения государства, которые повлияли на появление бюрократических абсолютистских государств во второй половине 17-го века или идей американских индейцев, которые легли в основу французской революции, те самые “Свобода, равенство, братство”.

При этом, движущей силой усвоения этих идей была именно критика образа жизни американских индейцев, с которым сталкивались французские иезуиты, торговцы и военные на территориях современной Канады и севера США (их приводят в пример авторы “Зари всего”).

Центральной идеей, которую исследуют авторы это идея равенства людей (сама эта книга изначально должна была быть про корни неравенства в человеческом обществе). По мнению авторов в 17-м веке столкнулись 2 вида равенства: европейский вид - равенство подчиняться Королю или Богу и индейский - равенство свободных людей.