Самый большой в Советском Союзе автомобильный завод ЗИЛ был создан в 1916 году. На сегодняшний день завод уничтожен. Изначально он носил название “Автомобильное московское общество”. Подавляющее большинство автомобилистов полагают, что его почти сразу переименовали в ЗиС, а на мощностях АМО ничего кроме АМО-Ф-15 не собирали. Это заблуждение. В статье будет рассказано о 13 автомобилях АМО.
Стоит отметить, что переименовали его в середине 20-хх годов в ГАЗ. Полное его название звучало, как Первый Государственный автомобильный завод. Дело в том, что предприятия в городе Горький тогда еще не было, поэтому казусов быть не могло. Новое название ГАЗ не исключало названия АМО в моделях машин.
К началу 30-хх годов, предприятие было переименовано в ЗиС, а в середине 50-хх, он превратился в ЗИЛ, то есть завод имени Лихачева. Название АМО осталось важной вехой в истории советского автомобилестроения.
- АМО-Ф-15. Годы постройки 1924-1927. Относится к первой промышленной серии. Прототипом послужил Fiat 15 ter. Советские инженеры изрядно доработали на тот момент уже устаревшую французскую машину. Первые 10 машин были красными, а все остальные – зелеными;
- АМО-Ф-15 Санитарный. Выпускался в 1926 году. Одна из компоновок базовой модели;
- АМО-Ф-15 Почтовый. Также выпускался в 1926 году. Также является вариацией на тему;
- АМО-Ф-15 второй промышленной серии. Годы производства с 1927 по 1931 годы. Проведена модернизация, появился жесткий верх;
- АМО-Ф-15 Штабной. Легковая машина, выпущена приличной партией из-за наличия грузового шасси. Над кузовом работал Иван Герман, дизайнер из АМО;
- АМО-Ф-15 Пожарный. Выпускался три года, с 26 по 29 года. Собирался на заводе “Промет” и на Миусском предприятии. Собрано чуть больше 300 экземпляров, многие из который можно видеть в наши дни;
- АМО-2. Собирался с 30 по 31 год. Представляет собой конструктор из деталей от американского грузовика, которые поставлялись из-за океана. Собрано чуть меньше 2 тысяч машин;
- АМО-3. Годы выпуска с 1931 по 1933 год. Улучшенная предыдущая машина с внедрением отечественных разработок. Крепления фар, очертания крыльев, электрика, все это дело рук уже советских инженеров. Позже получил обозначение ЗиС-3, однако выпускался не продолжительное время;
- АМО-4. Выпускался 31 по 33 год. Третья модель на длинной базе, на которую монтировались кузова для перевозки пассажиров или пожарного снаряжения;
- АМО-4 “Торпедо”. Собирался в 1933 году. Предназначался для работы на курортах и зонах отдыха. Руководил проектом Иван Герман, а всего было собрано несколько экземпляров;
- АМО-4 Пожарный. Взята база от АМО-4 и переоборудована под пожарный автомобиль. Это была стандартная практика по изготовлению различных машин с использованием стандартной базы;
- АМО-6. Год постройки 1931. Последний проект под названием АМО, правда, лишь опытный. В серийное производство машину пустили уже под названием ЗиС-6. Общее количество построенных машин превысило 21 тысячу. Такая же ситуация произошла с пятой моделью АМО, который встал на конвейер как ЗиС-5;
- АМО-7. Производился в 32 году. Последняя модель АМО. Седельный тягач, опытный образец. Способен возить 5-тонный прицеп. Всего было собрано порядка пяти подобных машин.