Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Является ли использование бульдозера или тягача при выполнении работ на земельном участке основанием для постановки участка на гос.учет

Является ли использование бульдозера или тягача при выполнении работ на земельном участке основанием для постановки данного участка на государственный учет в качестве объекта НВОС?

Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:

Следует отличать передвижные источники выбросов от мобильных установок, при эксплуатации которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.

Стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;

Передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 69.2 указанного Федерального закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом на основе анализа раздела II формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (утв. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 г. № 554) можно сделать вывод о том, что при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, учитываются исключительно стационарные источники выбросов.

Также следует отметить, что согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно п. 5 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (утв. Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871) при проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ следующих видов:

  • автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов, постоянно или временно эксплуатирующаяся (функционирующая) на объекте ОНВ;
  • самолеты и иные воздушные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ;
  • железнодорожный транспорт, постоянно или временно эксплуатирующийся (функционирующий) на объекте ОНВ;
  • водные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ.

При этом следует отметить, что при эксплуатации бульдозера или тягача выбросы осуществляются от двигателя транспортного средства, в связи с чем само по себе использование указанной техники не может являться основанием для постановки земельного участка на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Также следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в связи с чем эксплуатация буровой установки и (или) дизельной электростанции при наличии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предполагает внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.