В этой статье основной темой является первая часть заголовка: от чего заболел – тем и лечись. Но заголовок статьи в виде отношения первой части со второй. Вторая часть будет затронута в статье тоже, но не так, как первая часть. Заголовок статьи скрывает принципы входа в болезнь и выхода из него.
От чего заболел тем и лечись – это принципиальная схема. Вход рубли, а выход три – это тоже принципиальная модель. Буду оперировать теми же образами, которые приводил как примеры на семинарах, чтобы те образы раскрылись у вас полнее. Ну, а тем, кто не знаком с методом Биодинамического центрирования «Касание ангела» (КА) по обучающим семинарам, эти образы будут предметом для размышлений.
«В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое».
Эти строки принадлежат Омар Хайяму. О чем здесь? Здесь о многом, но все их объединяют ощущения, которые испытывают наблюдатели мира за окном. Здесь о разном восприятии одного и того же мира разными наблюдателями. И у них возникают разные ощущения. Какими бы эти ощущения не были по определениям – радостные, приятные, угнетающие, неприятные – это всё ощущения. Ощущения возникают из восприятия.
Восприятие рождает эмоции, эмоции – ощущения. Ощущения возникают из взаимодействия сознания и мозга, психики и тела. Ощущения это психосоматические реакции человека на окружающую реальность и на собственное внутреннее состояние. Вообще-то, нужно было написать не «окружающая реальность», а дать определение тому, что видит человек в окружающем его мире. Я не знаю какое определение дать тому, что видит каждый, а, в общем, то, что видит человек, называется феномен. И человека окружает феноменальный мир, и у каждого человека его собственный феноменальный мир, который воспринимается через ощущения.
Будда Шакьямуни не стал заморачиваться красивыми определениями и назвал все феномены иллюзиями, рожденными из неведения. И объяснил: причиной того, что человек видит то, чего нет, и не видит того, что есть, является неведение. В традиционной тибетской медицине (ТТМ) причина всех болезней одна – неведение. По ТТМ неведение рождает ощущения, которые не принадлежат реальному миру, не возникают от реальности, от реальных потребностей – даже так можно сказать.
Вроде бы, если чуть-чуть логические порассуждать, если вход в болезнь неведение, то выход в веданьи (от слова «ведать»). Логика несложная, поэтому к этому выводу где находится выход приходят уйма людей. Эти люди начинают строить всякие теории. А я что – рыжий что ли, чтобы как все делают, тоже свою теорию не построить, или я пальцем сделанный? У меня тоже есть своя теория. Которая, к слову сказать, из практики вышла. В этой статье, да и в других тоже, если я ставлю вопрос, то (вот что сказала один умный человек): «Просто за вашим общетеоретическим по сути вопросом у вас уже был практикоориентированный ответ». И это так. Какой толк в вопросах, которые не находят ответа в практике? Если даже вопросы не находят ответа сейчас, они должны найтись в будущем, в близкой или далекой перспективе.
Ну, всё, выход найден – нужно ведать, чтобы не заболеть. А так как веданье и знания считаются у многих одним и тем же, сразу же возникают стомиллионовтысяч советов что нужно знать чтобы не болеть и не страдать: вы должны прочитать эти десять книг; вы должны обратиться к своим истокам, чтобы Богиня Макошь смогла вам помочь увидеть свой путь, подсказать вам, как правильно жить, помочь вам решить свои проблемы; и т.д. и т.п. В буддизме считается, что неведение является не только причиной проблем человека в жизни, но и причиной рождения существа человеком. Читать в книгах про чужой опыт, как бы, отношения к знанию, а тем более к веданью, не имеет. Ведь знания и опыт они вместе.
Нельзя научиться чему-то не для достижения конкретного результата. То есть, только в деятельности для достижения результата человек обретает знание.
К слову сказать, в словах тоже скрыты ощущения. Каждый автор, когда пишет о чём-то своем, или о чужом, то опирается на воспоминание ощущений, которые переживал об этом «чём-то». Автор обращается к памяти, в которой находятся образы ощущений, образы эмоций связанных в деятельности с этим «чем-то». Даже если автор фантазирует от балды, так сказать, он переживает эмоции и телесные микродвижения. При переживании эмоций всегда есть движение в теле. Потому что в самом слове «эмоция» по определению включено движение в наружу: э-моция – «э» - укороченное от слова «экспорт», моция – моцион - от лат. motio - род. п. motionis – движение.
В памяти образы находятся в виде концепций. Поэтому из памяти при необходимости извлекается всё, что принадлежит объекту воспоминания: свойства объекта; эмоции, связанные с этим объектом; слово, обозначающий объект и слова, связанные с этим объектом, и слова, характеризующие этот объект; и, так как свойства формируются в взаимодействиях объекта с другими объектами, деятельность объекта. Перечень того, что так или иначе связано в памяти с объектом, мог бы быть и больше, но я остановился на том объеме, который необходим для понимания того, о чем здесь говорится.
В памяти сохраняются переживания эмоций. Мы обращаемся к памяти для воспоминания какого-то события, и в мозге активируется нейрон, который связан с концепцией этого события. Этот нейрон может являться неким триггером, запускающим активность других нейронов, наверное, это так и есть, потому что концепция для понимания может включать множество данных объекта. При этом обращении к памяти, в мозге образуется след активности нейронов. И чем больше мы обращаемся в памяти к переживаниям одного и того же события, тем глубже это обращение чертит, так называемые, следы памяти. Образуется импринт паттерна активности нейронов, который будет иметь такие же глубокие следы и в телесных микродвижениях и в движении эмоций. Привязанность создает глубокую «колею» в памяти. Так как память это не только мозг, а всё тело, то колея формируется и в мозге и в теле. И, конечно же, в Карме. Без Кармы ничего не обходится, потому что Карма используется для будущего рождения по принципиальному «образу и подобию» прошлых рождений.
Само по себе неведение, если бы не было другого его продукта в виде привязанности, не наносило бы такого урона здоровью. Но есть привязанность к тем или иным событиям, чаще всего оставляющим яркое впечатление в памяти. Событие настоль яркое, что и так уже впечатывается в память глубоким следом, а привязанность только углубляет этот след и формирует паттерн. И эмоции начинают свое движение в сознании и теле. Так как неведение рождает иллюзии, то привязанность создается к тому, чего в реальности нет. Нет это или есть, еще нужно, как говорится, доказать, а переживания уже есть, вот они, и они так реальны… Так как эти переживания в конечном счете приводят к проблемам в здоровье, то они через боль еще и физически ощутимы.
Душевная боль иногда, а может быть и чаще всего, бывает сладкой, особенно в начале. Кто не зачитывался романами о муках сладостных любовных страданий? Впечатления оставляют в памяти импринты, отпечатки, следы. А когда болит в теле что-то, то это уже не сладостно. Хотя, следы телесных мук могут привести к тем самым следам сладостным страданиям, которые в пубертатный период формировались. В моей практике «следопыта» есть случаи, и они во множестве, следы которых приводили к перинатальному периоду развития. Но есть случаи, которые приводили к необходимости трансцендентальной работы: одной «ногой» стоишь в этом времени и пространстве, а другой – в хер знает каком пространстве-времени.
Вернемся в наше время. Где в теле хранятся следы переживаний? С чем работать, чтобы убрать психосоматическое расстройство здоровья? Посоветовать пациенту (терпящему страдания) впредь ведать что творить, не творить того, чего не ведаешь? А не получится пациенту вот так взять и перестроиться в своих привычках: во-первых, пациент не знает как ведать и, вообще, что это такое; во-вторых, стресс не даст, так как переживание боли заберет все внимание на себя, а без внимательности к тому что делаешь ведать не получится. Поэтому пациенту неча что-то советовать, а нужно с ним работать. И работать с пониманием того, что эмоции закрепляются в фасциях. Уровень работы с психоэмоциональными проблемами – это уровень фасций. Говоря «фасции», имею ввиду весь спектр соединительной ткани, физическое состояние которой позволяет с ней работать. Соединительная ткань — это ткань, которая в организме представлена в четырех видах: волокнистом (связки), гелеобразном (хрящи), твёрдом (кости), жидком (кровь). А как вам такое определение фасции – «Фасции — пучок связанных прутьев, атрибут власти царей и консулов Рима».
Фасция (лат. fascia — повязка, полоса) — соединительнотканная оболочка, покрывающая органы, сосуды, нервы и образующая футляры для мышц у позвоночных животных и человека; выполняет опорную и трофическую функции. Как связки, апоневрозы и сухожилия, фасции являются плотной регулярной соединительной тканью, содержащей плотно упакованные пучки коллагеновых волокон, ориентированных в параллельные волнистые направления тяжи.
Бесспорно, сердце является императором, роль сердца в живом организме главенствующая, но фасция является атрибутом его власти. Без фасций сердце, как император, не смог бы создать и удерживать свою «империю» в целостности и сохранности в ее границах. Стоило бы написать отдельную статью под названием «Сердце и фасции», но у меня уже много статей опубликовано и про сердце и про фасции, остается только соединить их в единых танец.
Короче, чтобы работать с психосоматическими проблемами, нужно научиться «танцевать твист». Танцуем твист, Коллеги! Для того, чтобы танцевать, нужно взять все концепции биодинамического центрирования КА и так - оп-оп-оп! И танцевать так до тех пор, пока отрицательные эмоции незавершенных гештальтов заменятся положительными эмоциями завершенных гештальтов.
«Истинно вам говорю», - сказал бы П.К. Анохин: Здоровье - это оптимальная жизнедеятельность с положительным эмоциональным тонусом.
Видите, в определении здоровья от Анохина П.К. есть и про деятельность, и есть про эмоции. И Анохин же в своей «Теория функциональной системы» определил цену выхода из психосоматического расстройства – он говорил, что для выхода из болезни нужно в пять раз больше усилий, чем вход в него. Получается: вход рубль – выход пять.
Работаем, Товарищи!