Найти тему
PIR-COFFEE

Как не нарушить чужих прав при открытии кофейни?

Оглавление

Собираетесь открывать кофейню? Интересный период... Придумываете название, собираете референсы, формируете меню, вдохновляетесь уже существующими проектами. Как вдохновляться без риска?

При открытии кофейни нужно проверять несколько объектов сразу. Составить список необходимого минимума нам помог специалист по патентному праву Алексей Роднин из Patent Family Group.

Дизайн интерьера

Дизайн мебели, дизайн стен – это все может быть таким объектом патентных прав как промышленный образец. При планировании интерьера следует избегать копирования внутреннего убранства других заведений, ведь их владельцы могут быть обладателями прав на промышленный образец, который защищает дизайн заведения. Такие патенты публикуются в базах данных Федерального института промышленной собственности (ФИПС), выполняющего функции по ведению реестров отечественных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, патенты на которые выдаются Роспатентом.

Также дизайн – это еще и объект авторских прав. Насколько позволяют возможности, проверьте сайты, где выкладываются портфолио дизайнеров, потому что копирование интерьера может быть еще и нарушением авторских прав дизайнера на такой интерьер.

Название кофейни

Название подпадает либо под коммерческое обозначение, либо под товарный знак.

К примеру, индивидуальный предприниматель Иванов работает под коммерческим обозначением «Рога и копыта». В этом случае, выбирая название, нужно посмотреть в реестре ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) наименования, под которыми зарегистрированы другие заведения. Лучше, чтобы название было оригинальным и крайне желательно не воспроизводило название какого-то заведения той же сферы деятельности – кофейни, кафе, ресторана.

-2

Товарные знаки

Ну и второе немаловажное – это товарные знаки, которые действуют на территории России.

Использование названия, которое уже зарегистрировано как товарный знак в России, влечет за собой ответственность, влоть до уголовной.

Товарные знаки регистрируют в следующей форме: наименование + один или несколько классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). Свидетельство на товарный знак выдается именно на это сочетание: название + МКТУ, то есть какая-то сфера деятельности.

Пример: есть категория услуг «Рестораны» в классе №43 по классификации МКТУ. Открыв заведение с наименованием, на которое уже получен товарный знак – например, «Макдоналдс», – разумеется, получишь претензию и последующее требование компенсации от правообладателя на такой товарный знак. Или вы решили открыть заведение с названием «Шавердоналдс»: в таком случае здесь налицо использование обозначения, сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком. Наименование «Шавердоналдс» непременно нарушит права на товарный знак «Макдоналдс».

Резюмируем:

Все, что относится к дизайну, подлежит проверке юридической чистоты по патентным базам данных и портфолио частных авторов-дизайнеров.

По названию – нужно проверять ЕГРЮЛ на фирменные наименования, а также реестр товарных знаков, зарегистрированных в России.

-3

Создание напитков

Попробовал напиток в другой кофейне, что если я его повторю в своей интерпретации, немного изменив рецептуру?

В целом любой напиток может быть защищен в России патентом на изобретение. Объем правовой охраны такого патента определяется формулой изобретения, в которой отражена суть напитка как технического решения.

К примеру, приводят название компонентов и содержание – по граммам либо в массовых долях в процентах. Такие значения могут быть выражены в интервалах. Пример: содержание экстракта сухой сои в напитке – от 5 до 13% в составе. Либо: 20% вода, 70% кофе.

Напиток из другой кофейни может подпадать под действие формулы изобретения, если компоненты находятся в пределах этих интервальных значений. Тогда, изменяя рецептуру в другом кафе на пару грамм, есть риск попасть под действие патента. Разумеется, если такой патент был зарегистрирован патентным ведомством.

Обладатель патента может предъявить претензию, предварительно проведя контрольную закупку и экспертизу. Если не прекратить использование запатентованного напитка, можно получить иск о нарушении патентных прав, а патентообладатель может потребовать от вас компенсацию в суде.

Какие напитки вообще патентуют?

Конечно, чаще всего патент есть у тех напитков, которые предполагаются впоследствии к массовому производству. Это не разовое производство – к примеру, в кафе, – а когда большая производственная линия, напитки разливают в банки, в какую-то тару и отправляют на полки магазина. В таком случае риск того, что продукт скопируют, гораздо больше, чем когда это разовое изготовление в кафе или в ресторане.

Абсолютно правомерным будет скопировать напиток, рецепт которого либо не был никогда запатентован, либо если патент на такую рецептуру прекратил свое действие. В России максимальный срок действия патента на изобретение – двадцать лет, а по прошествии этого срока рецептура может спокойно перейти в общественное достояние, и тогда любое лицо может производить напитки по такой рецептуре.

Сталкивались ли вы с проблемой неправомерного копирования в своем бизнесе?