Найти тему
Сам себе энергетик

Изюмская излучина. Часть 2. Проклятое место Красной армии

На каждом фронте Великой Отечественной войны находилось место, которое приковывало к себе повышенное внимание РККА и какое-то время становилось источником постоянных неудач. На севере это был блокированный Ленинград, попытки прорвать блокаду которого дважды приводили к практически полному уничтожению несчастной 2-й ударной армии. В центре это Ржев, о который войска Красной армии стучались больше года и который обернулся минимум четырьмя котлами (последовательно – 29, 33, 39, 41-я армии). На юге эта роль перепала району южнее Харькова. Почему именно там РККА стремилась проводить свои наступления? На это есть целый ряд причин, одной из которых является наличие изюмской излучины.

Для механизированных войск середины 20-го столетия характерно то же самое принципиальное отношение к рельефу, как и у крымско-татарской конницы столетия 16-го – они также любят открытую местность. Недаром южный фланг советско-германского фронта набегался больше прочих – от западной границы СССР до Сталинграда и Кавказа и обратно. Крупные же реки зачастую становились опорой долговременной обороны, на том же южном фланге печально известен немецкий укрепрайон «Миус-фронт», названный так по служащей ему опорой реке.

И Северский Донец в списке подобных рек в первых рядах. Пойма Северского Донца достаточно протяжённая, сильно залесённая, с большим количеством стариц.

Речная долина Северского Донца в районе Кременная - Ямполь
Речная долина Северского Донца в районе Кременная - Ямполь

Однако форсировать же реки как-то надо. А где?

Обратимся к руководящим документам – Полевой устав РККА 1939 года, п. 316.

«Наиболее выгодными районами переправы являются:

а) вогнутые к наступающему изгибы реки, допускающие фланговый и перекрестный обстрел противника и обеспечивающие маскировку переправляющихся частей;

б) возвышенный берег, имеющий хорошие наблюдательные пункты для просмотра глубины расположения противника и скрытые подступы к переправам;

в) участки реки, имеющие броды, острова на реке, удобные места для наводки мостов и твердый грунт».

Теперь смотрим на изюмскую излучину.

Вид на изюмскую излучину из космоса, взято из Google Earth Pro
Вид на изюмскую излучину из космоса, взято из Google Earth Pro

Пункт «а» в её случае подходит более чем – подход к излучине с юга хорошо просматривается, соответственно, имеется возможность как минимум корректировки огня по идущим на север подкреплениям или снабжению.

Пункт «б» тоже вполне себе выполняется – восточный берег хоть уступает господствующей высоте, горе Кременец (177 м), но тоже вполне себе обеспечивает преобладание над собственно рекой: при высоте уреза воды 61–63 м высоты левого берега на расстоянии 1 км составляют 65–80 м. И особенно интересна вторая часть пункта, про скрытые подходы. Если уж удаётся взять Кременец, то он надёжно закрывает переправы в северной части излучины от любопытных глаз противника. Конечно, в середине 20-го века уже вовсю наличествует авиация, но также имеют место быть и средства борьбы с нею.

Ну и про существование тут многочисленных бродов говорилось ранее.

Таким образом, войска, форсирующие Северский Донец в районе Изюма, получают несколько преимуществ:

1) меньшую протяжённость поймы;

2) несколько удобных для наведения переправ бродов;

3) возможность перекрёстного огня по находящемуся в излучине/наступающему на излучину с юга противнику;

4) прикрытие наведённых переправ рельефом местности.

Предположим, захватили мы изюмскую излучину, а дальше что? Чем это чревато для обороняющихся? С Изюмского плацдарма можно наступать в трёх направлениях, и все они ничего хорошего противнику не сулят:

1) наступление на Грушеваху и далее на Первомайский – Красноград грозит наведением ещё большего количества переправ через Северский Донец (в районе Балаклеи и Донца), фактически вскрытием обороны по реке и угрозой району Харькова с юга (реализовывалось РККА в ходе Барвенково-Лозовской и Харьковской операций зимы – весны 1942 года);

2) наступление на Славянск также приводит к вскрытию обороны по Северскому Донцу с выходом в тыл Донбасской группировки (Изюм-Барвенковская операция лета 1943 года);

3) наступление на Барвенково – Лозовую – Павлоград – Днепропетровск (Барвенково-Лозовская и Ворошиловградская (зима 1943 года) операции) чревато рассечением всего южного фланга советско-германского фронта.

Однако, к сожалению для РККА, противником у неё была лучшая армия Европы, и все эти операции закончились большими или меньшими неудачами. Расскажу обо всём по порядку.

После катастрофичных поражений осени на Украине (сентябрь – Киевский котёл, октябрь – Мелитопольский котёл) советские войска были вынуждены оставить Харьков и западную часть Донбасса, при этом немцам удалось создать серьёзный плацдарм на Северском Донце в районе Чугуев – Балаклея – Изюм. Фронт здесь стабилизировался в конце октября 1941 года, и вплоть до 1942 года активных боевых действий не велось.

Барвенково-Лозовская операция (январь – март 1942 г.), взято с сайта www.militera.lib.ru , Исаев А. В., «Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова»
Барвенково-Лозовская операция (январь – март 1942 г.), взято с сайта www.militera.lib.ru , Исаев А. В., «Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова»

После перехода РККА в общее контрнаступление (и стабилизации Южного фронта по упомянутому ранее Миус-фронту) у командования юго-западным направлением возник соблазн рассечь немецкий фронт по третьему сценарию – ударом на Днепропетровск. Была предпринята Барвенково-Лозовская операция (январь – март 1942 года). Однако, как и большинство советских операций этого периода, она достигла лишь ограниченных успехов: был создан большой плацдарм на правом берегу Северского Донца (Барвенковский выступ), на острие которого находилась Лозовая – важный железнодорожный узел. Немцам удалось удержать ключевые пункты у основания плацдарма – Славянск на юге и Балаклею на севере, особенно неприятно было последнее, поскольку контрплацдарм немцев в районе Чугуев – Балаклея угрожал ударом с севера на Изюм с перерезанием основной коммуникации советских войск. В связи с такой конфигурацией фронта обе стороны планировали наступление с целью срезать противостоящий выступ противника.

Харьковская операция (май 1942 г.) и немецкое контрнаступление (май-июнь 1942 г.), взято с сайта www.militera.lib.ru , Исаев А. В., «Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова»
Харьковская операция (май 1942 г.) и немецкое контрнаступление (май-июнь 1942 г.), взято с сайта www.militera.lib.ru , Исаев А. В., «Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова»

РККА начала реализацию своих планов раньше – 12 мая 1942 года началась Харьковская операция, ставившая своей целью окружение 6-й армии Паулюса в районе Харькова. Однако уже 17 мая на южном фасе Барвенковского выступа в наступление перешли немцы и к 23 мая окружили группировку РККА в районе Лозовая – Мерефа – Балаклея. Бои по прорыву из окружения продолжались до 31 мая, но успехов добиться не удалось. Красная армия потерпела очень тяжёлое поражение, которое, вкупе с разгромом Крымского фронта и сдачей Севастополя, обеспечило немцам возможность наступления на Сталинград и Кавказ. Изюм в ходе этого поражения остался за советскими войсками (сказалось удобство его обороны от наступления со стороны юго-запада), но 23–24 июня был-таки захвачен немецкими войсками в рамках операции «Фридерикус II».

После поражения под Сталинградом, немецкая армия, как показалось, безостановочно покатилась на запад. Последовал целый каскад наступательных операций РККА, последней из них оказалась Ворошиловградская операция, в ходе которой Изюм был освобождён 5 февраля 1943 года. Основной целью операции, как и год назад, являлся выход к Днепру с последующим разгромом Донбасской группировки. Но, как и год назад, немцы пришли в себя и ответили контрнаступлением на Харьков, в ходе которого сформировалась Курская дуга. Правда, на этот раз им не удалось получить никаких плацдармов на Северском Донце, в отличие от советских войск, которые вновь удержали Изюм. На этот раз немцы проявили настойчивость в деле захвата города, но две предпринятые попытки (в марте и апреле) не увенчались успехом. На этом обе стороны успокоились и стали ждать развития событий на Курской дуге.

Ворошиловградская операция (февраль 1943 г.), взято с сайта www.wwii.space
Ворошиловградская операция (февраль 1943 г.), взято с сайта www.wwii.space
Немецкое контрнаступление (февраль-март 1943 г.), взято с сайта https://ru.wikipedia.org
Немецкое контрнаступление (февраль-март 1943 г.), взято с сайта https://ru.wikipedia.org

После того как под Курском дела стали развиваться не лучшим образом для обеих сторон (немцы слишком медленно наступали, а наши тратили слишком много сил, чтобы немцы наступали медленно), пришло время применить какой-либо план «Б». Однако таковой обнаружился в запасе только у советского командования – практически одновременно начались Орловская (12 июля), Изюм-Барвенковская (17 июля) и Миусская (17 июля) наступательные операции, что вынудило немецкое командование, вместо того чтобы перебрасывать резервы под Курск, начать снимать части наоборот из-под Курска. За счёт этого немцам удалось свести успехи двух последних операций к минимуму, но стратегическая инициатива окончательно перешла к Советскому Союзу, и уже 13 августа началась Донецкая наступательная операция, в ходе которой вермахт был окончательно изгнан из Донбасса…

Изюм-Барвенковская и Миусская наступательные операции (июль 1943 года), взято с сайта www.wwii.space
Изюм-Барвенковская и Миусская наступательные операции (июль 1943 года), взято с сайта www.wwii.space

Таким образом, из пяти наступательных операций Красной армии (Барвенково-Лозовская, Харьковская, Ворошиловградская, Изюм-Барвенковская и Донбасская) три ограничились локальными удачами, одна обернулась катастрофой и только последняя закончилась решительным успехом.