Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

История самолета Ан-10 СССР-11155 из парка культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина в Комсомольск-на-Амуре

В городе Комсомольске-на-Амуре в Ленинском округе, рядом с авиационным заводом есть парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина. Парк был заложен в 1937 году, когда было решено оставить небольшой участок тайги для обустройства рекреации. В послевоенные годы в 1940-х годах парк начали облагораживать: обнесли деревянным забором, установили скамейки, разбили клумбы, построили детскую и танцевальную площадки. В 1950-х годах на территории парка были созданы первые аттракционы и парковые скульптуры. В июне 1967 года Юрий Алексеевич Гагарин собственноручно посадил дерево на территории парка. С тех пор парк стал носить имя легендарного космонавта. Непосредственная близость авиационного завода, в чем-то сыграла на оформление парка. Во второй половине 1970-х годов там появился настоящий пассажирский самолет Ан-10. Что же это был за самолет? Этот самолет был построен на авиазаводе в Воронеже весной 1958 года. В апреле 1959 года он поступил в Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ в 114-й

В городе Комсомольске-на-Амуре в Ленинском округе, рядом с авиационным заводом есть парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина. Парк был заложен в 1937 году, когда было решено оставить небольшой участок тайги для обустройства рекреации. В послевоенные годы в 1940-х годах парк начали облагораживать: обнесли деревянным забором, установили скамейки, разбили клумбы, построили детскую и танцевальную площадки. В 1950-х годах на территории парка были созданы первые аттракционы и парковые скульптуры.

В июне 1967 года Юрий Алексеевич Гагарин собственноручно посадил дерево на территории парка. С тех пор парк стал носить имя легендарного космонавта. Непосредственная близость авиационного завода, в чем-то сыграла на оформление парка. Во второй половине 1970-х годов там появился настоящий пассажирский самолет Ан-10. Что же это был за самолет?

Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина

Этот самолет был построен на авиазаводе в Воронеже весной 1958 года. В апреле 1959 года он поступил в Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ в 114-й авиаотряд. Базировался самолет в аэропорту Толмачево. 31 июля 1959 года наш авиалайнер зарегистрировали в Государственном реестре воздушных судов СССР, где ему присвоили опознавательный знак СССР-11155.

Ан-10 СССР-11155 во время эксплуатации
Ан-10 СССР-11155 во время эксплуатации

В июне 1962 года Ан-10 СССР-11155 передали в Дальневосточное территориальное управление ГВФ в 198-й авиаотряд в Хабаровск, где он пролетал чуть более трех лет. В сентябре 1965 года авиалайнер передали в Украинское УГА в 87-й летный отряд в Харьков. Во время эксплуатации самолет был переоборудован в вариант на 112 пассажирских мест.

На многих авиационных ресурсах и других тематических форумах встречается ошибочное упоминание, что данный самолет попал в кадры Советского кинофильма «Настоящий мужчина», якобы снятым киностудией «Беларусьфильм» в 1971 году. На самом деле фильма с таким названием никогда не существовало. Киностудией «Беларусьфильм» в 1971 году был выпущен в широкий прокат фильм «Мировой парень», в котором был действительно снят самолет Ан-10. Только это был совершенно другой борт, в кадры этого знаменитого кинофильма попал Ан-10 СССР-11158.

Ан-10 СССР-11158, кадр из кинофильма «Мировой парень», Беларусьфильм, 1971 год
Ан-10 СССР-11158, кадр из кинофильма «Мировой парень», Беларусьфильм, 1971 год

После трагических майских событий 1972 года, Ан-10 СССР-11155 был снят с пассажирских рейсов и поставлен на прикол. 27 августа 1973 года он был передан в Министерство авиационной промышленности (МАП) в Дальневосточный Машиностроительный завод в Комсомольске-на-Амуре (ныне КнААПО). Там самолет выполнял грузопассажирские перевозки в интересах авиапредприятия, пока не был списан 15 января 1975 года.

Некоторое время Ан-10 простоял на заводском аэродроме, пока его решили не увековечить. Самолет установили в парке культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина (Дзёмги), для популяризации авиации среди местного населения. Внутри самолета был организован детский кинотеатр «Полет». Кинотеатр быстро стал излюбленным местом местной детворы. Ведь можно было побывать внутри настоящего авиалайнера и посмотреть любимые мультфильмы.

Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина

Внутри самолета было не совсем комфортно. Отсутствовала вентиляция, летом фюзеляж под открытыми солнечными лучами быстро накалялся, поднимая температуру внутри салона. Тем не менее, детей от этого на киносеансах меньше не становилось...

Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина

В середине 80-х годов детский кинотеатр был закрыт. Самолет начал становится бесхозным. В итоге его постигла судьба большинства памятников самолетам в городских парках отдыха. В 1992 году Ан-10 СССР-11155 сгорел, после чего был демонтирован и вывезен с территории парка на утилизацию.

Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина
Ан-10 СССР-11155 Комсомольск-на-Амуре, ПКиО им. Ю.А. Гагарина

По воспоминанием очевидцев самолет сожгли местные студенты, из-за отмененной дискотеки. Так печально закончилась жизнь одного из Ан-10...

© Юрий Дорошенко