Ну как «забытый»? Германский «Колоссаль» достаточно известный проект. Хотя и не пользующийся заслуженной славой, поскольку даже первая машина в серии немецких супертанков эпохи Первой мировой — в отличие от «Мауса» уже проходившего испытания — не была даже полностью достроена. А также потому, что именно «Маус» отнял у «Колоссаля» лавры самого тяжёлого танка. Масса машины достигала всего 150 тонн.
Тем не менее, можно заметить что в конце Первой мировой тевтонский гений работал в том же направлении, что и через 23 года. То есть, из сумрачного превратился в сумеречный. Немцам уже ясно было, что танки нужны, но — поздно! Англичан и французов, штамповавших боевые машины крупными сериями было уже не догнать. И в сумеречном сознании проблема получала, как кажется, очевидное решение, — не состязаясь в количестве, ответить качественным превосходством. Сделать всё как у англичан, — на самостоятельные изыскания уже не было времени, приходилось хватать то, что, казалось, работает, — но усилить вооружение и защиту.
Танк получился огромным: 12.8 метра в длину, 5.9 в ширину и 3.3 в высоту. Ходовая часть была скопирована у английских образцов. То есть, несмотря на иные обводы, классифицировалась, как «ромбическая» — с гусеницами охватывающими корпус. Британским же стандартам отвечала и удельная мощность. «Колоссаль» мог самостоятельно передвигаться, и не более того.
Зато, толщина бортовой и лобовой брони составляло30 миллиметров… что было больше, чем у британцев, но не имело практического смысла. Чтобы защитить экипаж от пуль, осколков и ядер траншейных «Гочкиссов» хватило бы и 20, а при хорошем качестве брони и 15 миллиметров. Шрапнель же и гранаты французских полевых 75-мм орудий 30-мм броню всё равно пробивали. Преимущество «Колоссаль» получал бы только в борьбе с британскими танками, ибо их 57-мм снаряды броня бы выдержала.
То же можно сказать и о вооружении. Конечно, 4 77-мм пушки в бортовых спонсонах, это больше, чем 2 57-мм у британцев. Но лучше ли — сложный вопрос. Непонятно, при решении каких практических задач количество стволов «Колоссалю» принесло бы заметную пользу. Как и английские танки, в любом направлении он мог вести огонь только из одной пушки и 1-2 пулемётов. Всего же пулемётов было 7, что, считая расчёты 4 орудий, двух механиков, двух водителей, радиста, командира и артиллерийского офицера, делало экипаж самым многочисленным в истории: 22 человека.
Машина рассматривалась не как танк в современном смысле, а как передвижной форт, наползающий на вражеский бруствер, чтобы занять там оборону и продольным огнём по траншеям расчистить их. Именно данной тактикой объяснялось расположение вооружения в бортовых спонсонах у британских танков (и двухбашенная конструкция машин 30-х годов). Перерезав траншею, танк должен был иметь возможность вести огонь с двух бортов одновременно. И у англичан данная тактика с грехом пополам, — по стоящей машине могли пристреляться и полевые орудия, — но работала. Проблема, однако, заключалось в том, что для взятия и зачистки изломанной траншеи требовалось много танков. Один же 150-тонный «Колоссаль» смог бы контролировать точно такое же протяжение фронта, как и 30-тонный британский танк… Ну и зачем ещё 120 тонн?
Поражение в войне и разборка «Колоссаля» на металл спасло немецких танкостроителей от позора. Но ничему не научило. Один супертанк абсолютно негодная альтернатива пяти танкам, даже если они хуже вражеских.