Найти тему

Какие результаты дает психотерапия?

Вместо введения и подчеркивания важности скажу: предыстории у статьи нет. Точнее, не было события, после которого я бы сказал «Пора писать! Это очень важно». Важность статьи для меня в том, что здесь я подсобираю собственный опыт. И надеюсь, что он будет полезен вам, читателям. Поэтому

Тем, кому интересно узнать о психотерапии

Тем, кто задается вопросом «Что терапия мне даст?»

И тем, у кого есть представление о терапии, как о чем-то непонятном, таинственном, туманном

Здесь я попробую сделать процесс более прозрачным – и, мне кажется, в глобальном смысле это пойдет на пользу и вам (ведь, когда понятно, проще выработать отношение), и нам, терапевтам. Для этого я постараюсь ответить на три вопроса:

  • О каких результатах можно говорить в целом?
  • Как мне, клиенту, понять, что терапия работает?
  • Что делать, если я не вижу изменений?
-2

Итак

«О каких результатах можно говорить?»

Смотреть на результаты терапии можно под разными углами. Например, об изменениях можно судить, опираясь на методики. Методики бывают разные - например, методики оценки памяти, внимания, агрессивности. Если говорить про те, которые применяются для оценки результатов терапии, то это методики измерения настроения, тревоги и других феноменов психики, которые могут изменяться в ходе терапии. В этом случае результаты выглядят так - «В результате тридцати семи терапевтических сессий с клиентом его личностная тревожность по шкале Спилбергера-Ханина уменьшилась с 54 до 32» или «Наблюдается снижение метаболизма во множестве фронтальных регионов и повышение метаболизма в лимбической системе» (если речь идет об исследованиях мозга на фоне терапии). С таким вариантом можно встретиться в специализированных клиниках и научных лабораториях.

Также, о результатах могут говорить члены семьи: «Ты стал больше меня обнимать», «Ты теперь меньше истеришь», или «Что-то ты в последнее время такая резкая, к тебе не подойти, помощи не попросить» (так могут говорить человеку в ситуациях, когда он обнаруживает в себе способность дать отпор, отстоять свои приоритеты). Если работа идет с подростком или ребенком, о результатах могут сообщать родители: «Он стал лучше учиться», «Он стал более общительным», «Мы меньше ссоримся».

О происходящем в терапии могут говорить психотерапевты (например, на супервизиях): «Она перестала ретрофлексировать гнев и научилась выражать его открыто», «Он начал осознавать собственную проекцию» или «Теперь он больше опирается на собственное id» (перевод – «она перестала гнобить себя и начала выражать злость к мужу», «он увидел, что воспринимает подругу, как бывшую, на которую обижен, а также, что бывшая – это бывшая, а подруга – это подруга», «он слышит собственные желания»).

Изменения замечают сами клиенты: что-то удается делать по-новому, или относиться к чему-то иначе, или выдерживать переживания, с которыми раньше было совсем трудно и т.д.

-3

«Понятно, разные люди смотрят по-разному: исследователь – на данные об изменениях мозга, психолог-диагност – на данные методик, близкие и знакомые – на поведение в быту и работе. Но, предположим, если я пойду к психотерапевту, на что мне обращать внимание? Как понять, что что-то меняется?»

В ходе терапии обычно наблюдательность по отношению к себе возрастает (и сам по себе этот навык уже можно считать изменением). Появляется большее понимания про себя: «Так, здесь я испытываю гордость за сестру, но из-за той обиды не могу сказать ей об этом», «Когда отец спрашивает меня про работу, это выглядит, как снисхождение, и я злюсь», «Оказывается, мне важно признание коллег!» и пр.

Это похоже на снимок из космоса: когда смотришь издалека, видишь смесь синих, зеленых, коричневых пятен, прикрытых дымкой из облаков. Но, если сфокусироваться и приблизить снимок, проходя сквозь завесу облаков, углубляясь в зеленое пятно, начинаешь замечать рельеф – и это уже не просто зеленое пятно, а участки леса, гор, полей, дороги и города. Похожим образом происходит на консультациях: появляется способность рассматривать с близкого расстояния. Это и помогает рассмотреть изменения в себе.

Есть мнения и реакции близких и знакомых. Они тоже в какой-то степени сигнализируют о переменах. В особенности, если об одном и том же говорят разные люди.

Кроме того, существуют данные методик (если кому-то важно это в качестве подтверждения; их можно запросить, если психотерапия проходит в специализированной клинике).

Я вижу это, как целостный процесс: мы меняемся в ходе терапии, приносим эти изменения в отношения (читай – приносим меняющегося себя), и окружающие каким-то образом реагируют на них. И все это сигналы об изменениях.

-4

«А если изменений нет? Значит ли, что мне это не помогает? Что делать тогда?»

Однозначно ответить не получится. На изменения влияет много факторов. Например, специфика запроса (если речь идет о психотравмирующих событиях, особенно ранних, то, можно предположить, что на работу с ними требуется больше времени, а на работу, скажем, по поводу предэкзаменационной тревоги, наверное, меньше – соответственно, и результат где-то будет заметен раньше, а где-то потребуется больше встреч). Или специфика отношений с терапевтом (бывает требуется время для выстраивания доверия, и тогда темп работы может быть не очень интенсивный). Или может быть клиенту трудно присваивать результаты и заслуги (и тогда вроде бы работа была продуктивной, в жизни перемены есть, но принять это сложно). И так далее.

Если все-таки изменений не видно, можно попробовать сказать об этом терапевту. И это не про то, что, сказав, изменения обязательно появятся. Но это будет попыткой попробовать, движением в сторону разрешения затруднения. Ведь, когда это станет ясным и обозримым, с этим можно будет что-то делать.

-5

Когда становится ясно и обозримо, с этим можно что-то делать – этим и можно подытожить разговор о результатах, ориентирах и их отсутствии. Надеюсь, мои размышления помогли сделать процесс терапии чуть более прозрачным. В заключение хочу привести примеры, приближенные к тому, как обычно клиенты говорят о результатах:

«Теперь я не чувствую себя одиноко»

«Я могу познакомиться с парнем. Мне до сих пор страшно, но я могу с этим совладать»

«Я могу сказать маме «НЕТ!»»

«Теперь я вижу, что со мной происходит, когда я ее встречаю»

«Я знаю, чего я хочу»

«Я достоин этих денег! Мне так кайфово! Я не виню себя за это»

«После консультаций у меня прошли спазмы в шее» (при работе с телесными симптомами)

«Я разошлась с ним!» (речь идет о том, что клиентка приняла решение завершить отношения с молодым человеком)

Или наоборот - «Мне так хорошо с ней. Я перестал обвинять ее и злиться на нее, я понял, с чем это связано…»