Найти в Дзене

Весна 1953 года – сто дней бериевской оттепели

Сразу после смерти Сталина центральной фигурой в руководстве страны стал Берия, возглавивший МВД. Пожалуй, именно у него было больше всего шансов возглавить Советский Союз. Вот только народ Берию не любил. Восстановить репутацию бывший сталинский палач пытался при помощи мощного потока либеральных шагов, запущенного им практически сразу же после смерти вождя.

Фото из открытого источника (Яндекс.Картинки)
Фото из открытого источника (Яндекс.Картинки)

Исследователи уверены – Берия выбрал правильную тактику. Она-то и напугала других соискателей главного государственного поста. На беду, Берия чересчур увлекается либеральными мерами и, кажется, даже не стремится удерживать власть в своих руках.

Если народ был потенциально готов простить Берию (особенно после широчайшей амнистии и развенчания культа личности Сталина), то коллеги по партии ощетинились – Лаврентий Павлович был знатным интриганом, к тому же имел компромат на каждого представителя советской верхушки. Вдобавок военные считали его убийцей маршала Блюхера, а гражданские не могли простить былых посягательств на честь своих дочерей и жён. Маленков и Хрущев старательно подливали масла в огонь.

По большому счёту, смертный приговор был подписан задолго не только до суда над Берией, но и до его задержания в июне 1953 года. Что характерно, одного из самых старательных сталинских палачей обвиняли не в массовых убийствах, а в излишнем либерализме ста дней, которые Лаврентий Павлович провёл у власти. Считается, что особенно ощутила эту бериевскую оттепель Грузия.

Была такая присказка, что Берия (в отличие от Сталина) – больше грузин, чем советский человек. Косвенно это подтверждается множеством подарков, свалившихся на Грузию весной 1953 года:

  • освобождение мингрелов;
  • возвращение на родину выселенных двумя годами ранее переселенцев и выплата им щедрых компенсаций (к слову, Берия оказался добр и к виновнику этой акции – Мгеладзе, которого не расстреляли, а сделали лесничим);
  • отмена деления на провинции;
  • назначение главой Абхазии мингрела Григола Карчавы.

Сторонников Сталина при этом сняли без арестов и казей, а уже арестованных товарищей освободили, как того же Мгеладзе.

Оттепель коснулась и остального Союза – из лагерей выпустили несколько сотен тысяч осужденных (кроме политических), республикам вновь разрешили объявить свои национальные языки государственными, пересмотру подверглись дела врачей и многие другие громкие уголовные дела. Кроме того, Берия топил за прекращение корейской войны, воссоединение Германии, переговоры с властями Югославии и другие невероятные вещи. А ещё на первомайской демонстрации в Москве впервые не было портретов вождей.

Берию схватили в Москве в июне 1953 года. Операцию готовил Маршал Жуков. Версии о шестимесячном допросе бывшего наркома и о том, что он был расстрелян сразу после задержания, а протоколы допросов были подделаны – пожалуй, почти равновероятны. Реальные преступления Берии замалчивались, ведь за них можно было бы с тем же успехом привлечь и новых лидеров СССР – Маленкова, Молотова и Хрущева.

Поэтому суть претензий к Берии свелась к тому, что с апреля по июнь 1953 года в СССР не проводилось необходимых убийств внешних и внутренних врагов, казней и пыток, а также не фабриковались уголовные дела в отношении тех, кто угрожал безопасности Союза.

Новым врагом стал сам Берия, а также его ближайшее окружение – вплоть до водителей. Хрущёв боролся с командой предшественника совершенно бериевскими способами – казни, сфабрикованные дела, вымышленные суды. Скорее всего, в действительности не судили и самого Берию, а просто быстренько расстреляли и постарались забыть всей страной. Были спешно переименованы названные в его честь улицы и колхоз (они стали носить имя Маленкова), уничтожены книги и газеты, где он упоминался, проведена работа с поэтами, успевшими посвятить Лаврентию Павловичу стихи и песни.

Кроме того, подписчики Большой советской энциклопедии получили по почте потрясающую инструкцию, по которой статью о Берии нужно было вырезать лезвием от бритвы и заменить прилагавшейся статьёй «Берингов пролив» – никогда описание пролива не было столь многословным и обстоятельным.

Так и закончилась бериевская оттепель – сто дней, которые могли изменить жизнь всего государства, но обрекли на бесславную смерть самого неудавшегося реформатора. И хотя мало кто плачет о Берии и людях из его окружения, стоит отметить, что большинство приговоров им не были справедливыми и единственное, за что понесли наказание эти люди – амбиции нового генерального секретаря Никиты Хрущева.

Достоверно известно, что суд проходил со множественными нарушениями уголовного процесса. В частности, в нём не участвовали адвокаты. В 2000 году Верховный суд отказал в реабилитации Берии, признав, что его действия привели к гибели тысяч советских граждан.