Решение проблемы бедности и предотвращение рабства
«Если брат твой обеднеет и придёт в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он или поселенец, чтоб он жил с тобой. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобой; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли египетской, чтобы дать вам землю ханаанскую, чтоб быть вашим Богом» (Лев. 25:35–38).
Далее Господь даёт указания относительно того, что нужно делать, если израильтянин обеднел.
Стих 35. Если израильтянин обеднел, пришёл в упадок, то остальные израильтяне должны были поддержать его, чтобы он мог жить с другими израильтянами. Иными словами, они должны были заботиться о нём, чтобы он мог жить самостоятельно со своими друзьями и семьёй, а не был продан в рабство, когда бы ему пришлось жить с семьёй своего господина. Его братья, или соотечественники израильтяне, должны были помочь ему, восполнив его нужды. Интересно, что бедного израильтянина должны были поддерживать, как пришельца или поселенца (см. Восстановительный Перевод; Международное Библейское Общество). Божий народ должен был заботиться не только о собственных бедняках, но и об иностранцах, которые жили среди них.
Стихи 36, 37. Бог называет людям способы оказания поддержки бедняку: (1) «не бери от него роста и прибыли». Говоря современным языком, «не бери с него процента». Слово «рост», особенно в сочетании со словом «прибыль», наводит на мысль, что процент мог становиться непомерным и что запрещалась именно непомерность процента. Но дело в том, что израильтянам запрещалось взимать со своих братьев израильтян какой бы то ни было процент (Исх. 22:25; Втор. 23:19, 20). (2) «Серебра твоего не отдавай ему в рост». (3) «Хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли». Подразумевается, что они должны были давать ему еду бесплатно.
Стих 38. То, что Господь объявлял Себя их Богом, Который вывел их из земли египетской, воодушевляло израильтян помогать своим бедным соотечественникам. Этот факт напоминал им о том, что Господь в своё время не дал им пропасть; поэтому они должны были охотно оказывать поддержку другим, которые тоже составляли Божий народ.
Эти требования достаточно просты; но читатель может спросить: «Какое отношение они имеют к юбилею?» Одной из целей юбилея было освободить невольников — тех, кто оказался в крепостной зависимости, кто был порабощён. Это постановление касалось рабства и требовало от всех в Божьей семье, чтобы они делали всё, что было в их силах, чтобы не позволить своему соотечественнику израильтянину угодить в рабство.
Решение проблемы рабства
«Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наёмник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдёт он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя своё, и вступит опять во владение отцов своих, потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли египетской: не должно продавать их, как продают рабов. Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего. А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью. Можете передавать их в наследство и сыновьям вашим по себе, как имение; вечно владейте ими как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью» (Лев. 25:39–46).
Так как в юбилейный год полагалось освобождать рабов, Господь разъясняет, как поступать при возникновении проблемы рабства. Кто мог стать рабом в Израиле? Каких рабов надо освобождать в юбилейный год? Разрешалось ли израильтянам постоянно иметь рабов? Следующие стихи содержат ответы на эти вопросы.
Стихи 39–43. В стихе 39 продолжается тема предыдущего отрывка: что происходило, когда израильтянин впадал в бедность. В данном случае бедность была чрезмерной: человек обеднел настолько, что поддержки со стороны окружающих было недостаточно. Как следствие, ему пришлось продать себя собрату израильтянину.
Когда израильтянин становился рабом, оказывался в крепостной зависимости, как с ним следовало обращаться? Что должно было произойти с ним в юбилейный год? Весть Господа была простой и ясной: С рабом израильтянином не следовало поступать, как с рабом. С ним надо было обращаться, как с наёмником или поселенцем, которого хозяин нанял работать на себя (25:40). Не должно было господствовать над ним с жестокостью (25:43).
Пожалуй, лучше всего можно представить себе взаимоотношения между израильтянином рабовладельцем и его рабом израильтянином, если воспринимать их как взаимоотношения между членами одной семьи; они были братьями. Если один брат преуспел, а другой обеднел настолько, что вынужден был продать себя своему более преуспевшему брату, то как его богатый брат в идеале будет относиться к нему? Он позволит своему бедному брату работать на него, но не будет заставлять его работать на износ. Он будет добр к нему, а не жесток. Он будет внимателен к его нуждам; он будет доброжелательным. Он не будет требовать от своего брата больше того, что следует. Он также даст своему работающему брату достаточно привилегий. Так должен был относиться к своему рабу израильтянину израильтянин хозяин.
Кроме того, хозяин не должен был продавать своего раба израильтянина, как продают рабов. Никто не смог бы проконтролировать, кто купит его, если бы он продавался на аукционе (25:42). Его мог купить человек, который бы жестоко с ним обращался, или тот, кто вряд ли отпустил бы его в юбилейный год.
Пожалуй, самое важное то, что раба израильтянина в юбилейный год полагалось отпускать на свободу (25:40). (В Исх. 21:2 и Втор. 15:12 говорится, что раба еврея нужно было отпустить в седьмой год, а не ждать «юбилейного года». Отличие этих отрывков от Лев. 25 объясняется по-разному. Одно объяснение состоит в следующем: время освобождения зависело от того, как владелец приобрёл раба. В книге «Левит» речь идёт о бедняке, который продал себя израильтянину; в двух других отрывках просто говорится о человеке, который купил раба еврея. После того, как израильтянин продал себя другому израильтянину, тот израильтянин мог потом продать его другому своему земляку. Хотя владелец раба еврея не мог продать его на невольничьем рынке, такого закона, что он не мог продать его другому израильтянину, не было. Если он продавал, то такой раб получал свободу в конце шестого года и ему не надо было ждать юбилейного года, чтобы выйти на волю). Он и дети его должны были возвратиться во владение своё и в племя своё (25:41). Упоминание «детей его» может иметь значение. Если у израильтянина и его жены рождались дети в период, когда он был рабом, или невольником, то его владелец мог объявить их своими, сказав: «Ты родил этих детей, когда я владел тобой; поэтому они мои. Ты можешь быть свободен, но твои дети должны остаться со мной; они моя собственность». Этот стих сводит такую возможность к нулю; дети раба израильтянина должны были освобождаться от рабства вместе с ним.
Указываются две причины, мотивирующие рабовладельца израильтянина повиноваться Божьим заповедям. (1) Раб израильтянин, которым он владел, на самом деле был собственностью Бога. Бог вывел его из земли египетской, чтобы он принадлежал Ему (25:42). (2) Рабовладелец должен был бояться Господа Бога — трепетать перед Ним, уважать Его и испытывать благоговейный страх перед Ним (25:43). Боящийся Господа будет к Его собственности относиться с уважением, он не станет намеренно порочить, презирать или калечить того, кого Сам Господь освободил и кем Он по-прежнему владеет!
Стихи 44, 45. А что же рабы неизраильтяне? В этих стихах Господь отвечает на два вопроса о таких рабах. (1) Могли израильтяне иметь таких рабов? Ответ был «да». (2) Как они могли приобрести их? Они могли покупать их либо у народов, которые вокруг них, либо у поселенцев, поселившихся у них. Израильтяне даже могли приобретать рабов из племени их, то есть они могли покупать детей поселенцев. Это были дети, рождённые в земле израильской, но родившиеся от иностранцев, которые проживали там.
Стих 46. Следующим возникшим вопросом было: принадлежали ли эти рабы их израильскому господину навсегда или их надо было отпустить в юбилейный год? Ответом Бога было, что рабы неизраильтяне принадлежали израильтянину навсегда. Рабов, которые не были израильтянами, можно было даже передавать в наследство детям; они становились вечным имением рабовладельца израильтянина. А в отношении раба-израильтянина Бог уже сказал, что он должен был служить «до юбилейного года» (25:40).
Повторяя слова стиха 43, Бог подчёркивает, как нужно обращаться с рабом израильтянином: его господин не должен господствовать над ним с жестокостью. Один брат не должен был дурно обращаться с другим, даже если он был его рабом.
Выкуп бедного
«Если пришелец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца, то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его, или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится. И он должен рассчитаться с купившим его, начиная от того года, когда он продал себя, до года юбилейного, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет; как временный наемник он должен быть у него. И если ещё много остается лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен; если же мало остаётся лет до юбилейного года, то он должен сосчитать и по мере лет отдать за себя выкуп. Он должен быть у него как наёмник во все годы; тот не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих. Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдёт сам и дети его с ним, потому что сыны Израилевы — Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли египетской. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 25:47–55).
Последней в этой серии постановлений рассматривается ситуация, когда бедный израильтянин продаёт себя неизраильтянину.
Стихи 47, 48. Господь объясняет проблему (решение, которой Он собирается предоставить) в условном предложении, начинающемся с союза «если». Если поселенец (неизраильтянин, постоянно проживающий на территории Израиля) настолько преуспеет в земле, что сможет покупать рабов, и если израильтянин так обеднеет, что не сможет содержать себя и вынужден будет продаться в рабство, чтобы выжить, и если поселенец (или кто-нибудь из его племени) купит израильтянина, то каким правилам следовать? Основное правило заключалось в том, что израильтянин, который продался в рабство, сохранял право выкупа. Его после продажи можно было выкупить из рабства и вернуть ему свободу.
Стихи 48, 49. Кто мог выкупить его из рабства? Было два варианта. (1) Правом выкупа мог воспользоваться ближайший родственник: кто-нибудь из братьев его, дядя его, или сын дяди его (двоюродный брат) или кто-нибудь из родства его. (2) Он мог сам выкупиться, возвратив человеку, купившему его, сумму, которую тот заплатил за него. Для этого ему во время своего рабства нужно было разбогатеть.
Стихи 50–52. Если кто-то (будь то родственник или сам израильтянин) воспользовался правом выкупа, то, сколько должен он был заплатить за израильтянина, который продал себя поселенцу? Тот же самый закон, что действовал в отношении выкупа земли, должен был действовать в отношении выкупа человека. Как проданная земля не принадлежала покупателю вечно, а лишь в определённом смысле была дана ему в долгосрочную аренду, так и человек, проданный другому, на самом деле был только дан ему в аренду. Он жил у него как наёмник, служба которого ограничивалась определённым сроком. Он мог работать на покупателя как раб только до юбилейного года. В тот год он получал освобождение и мог вернуться к семье.
В таком случае как определялась цена выкупа? Как и при продаже земли, цена определялась числом лет, оставшихся до следующего юбилея. Например, если он продал себя в двадцатый год пятидесятилетнего цикла за 3000 сиклей и его выкупили в тридцатый год этого цикла, то цена выкупа за него составляла 2000 сиклей. Человек, выплачивавший выкуп, платил владельцу раба израильтянина то, что тот заплатил за этого раба, минус стоимость работ, которые он проделал в течение десяти лет, что был рабом.
Стих 53. В тексте приводится дополнительная информация о том, что поселенец должен по-хорошему обращаться с рабом евреем. Он должен был поступать с ним не как с рабом, но как с наёмником во все годы; он не должен был господствовать над ним с жестокостью. Учитывая, что эти слова относились к поселенцу или пришельцу, который владел рабом израильтянином, можно удивляться: «Что могло побудить поселенца — человека, который не всецело принимал веру Израиля, — соблюдать эти законы? Дело в том, что этим поселенцам позволялось жить среди израильтян только по милости Бога, который требовал от израильтян обращаться с ними хорошо. В ответ они должны были соблюдать законы Израиля. Если они отказывались соблюдать эти законы — например, если они не соблюдали правила, касавшиеся владения рабом израильтянином, — то они могли лишиться привилегии жить в Израиле. Поэтому у них была веская причина соблюдать Божьи заповеди относительно своих рабов израильтян.
Стих 54. Последний рассмотренный здесь сценарий с рабом израильтянином и хозяином неизраильтянином — это когда никто, ни сам раб, ни кто-либо из его родственников, не мог выкупить его, заплатив его владельцу полагающуюся сумму. В таком случае, когда наступал юбилейный год, его должны были отпустить и позволить ему вернуться к своей семье точно так же, как всем другим рабам-израильтянам. Законы о выкупе, освобождении и юбилее распространялись на поселенцев (временно или постоянно проживающих), которые владели рабами в стране, точно так же, как они распространялись на израильтян.
Стих 55. Бог завершает Свои правила относительно выкупа в юбилейный год напоминанием о том, почему Он хочет, чтобы проданных в рабство отпустили в это время: они принадлежали Ему! Они были не столько рабами или слугами тех, кто купил их, сколько Его рабами, которых Он вывел из рабства египетского.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
#ветхий завет #библия #хакнем_иудаизм #иудаизм #священные писания #толкование ветхого завета #библиянакаждыйдень #читать библию #читаем библию вместе #левит