Найти тему
С Богом по жизни

НЕОБХОДИМОСТЬ СВЯТОСТИ

“Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию, пророка, перед наступлением дня Господнего, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятьем” (Мал. 4:4-6).

Кто-то сказал: “Книга Малахии — словно поздний вечер, которым заканчивается длинный день, но она и как утренняя заря, которая приносит с собой обещание нового и более славного дня”. Наш текст, Мал. 4:4-6, завершает ветхозаветные Писания. Наверное, можно сказать, что эти стихи служат больше вступлением к Новому Завету, чем окончанием Ветхого. Это так потому, что главный акцент ставится на внутренней святости человека. По сути, все пророчество в центр внимания помещает крайнюю необходимость внутренней святости в противоположность внешним действиям. Сказанное не означает, что внешние действия не имеют никакого значения — они очень важны. Но соблюдение внешних требований без внутренней святости ведет к проклятию. Таким образом, пророчество Малахии подчеркивает необходимость правильных поступков, продиктованных внутренней преданностью Богу. Именно такова весть о Божьем “новом завете”, о котором говорится в Иер. 31:31-34.

После того как Малахия передал полученную от Бога весть, прошло четыреста лет молчания, прежде чем Всемогущий Бог снова заговорил. Эти заключительные слова дали Израилю руководство, которое должно было оберегать святость народа все эти долгие годы.

Эти последние стихи должным образом подводят итог пророчеству Малахии. Они говорят о безотлагательной необходимости быть святыми пред Богом. Отсутствие святости вызовет Божий гнев. В заключение Малахия подчеркивает, что Израиль должен сделать, если хочет избежать проклятия и обрести спасение. Его наставлением люди должны были руководствоваться четыреста лет, пока не явился “Илия” (т.е. Иоанн). Но эти слова актуальны и для нас сегодня. Они богодухновенны и потому продолжают ободрять всех, кто стремится жить свято.

Божье настойчивое требование святости не ослабело, ибо Он по-прежнему требует, чтобы все были святы. Однако ослабело упорство человека в стремлении к святой жизни. По своему равнодушию к святости многие христиане стоят в одном ряду с древним Израилем. Следует всем проникнуться причинами настоятельного требования Малахии проявлять святость. Малахия как бы в последний раз подталкивает к ней Израиль.

В этих завершающих словах мы видим четыре причины, которые объясняют, почему мы должны быть святыми.

МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ БОЖЬИ ЗАКОНЫ

Малахия подчеркивает, что Израиль, если хочет избежать этого страшного “дня” из 4:1, имеет обязательство, которое должен исполнять. “Помните закон Моисея” — ставится перед ними требование. Этот “закон” был стандартом и авторитетом для их поведения. Он содержал руководящие принципы завета. Проблема Израиля возникла потому, что они не почитали Бога, как того требовал Его закон (1:5; 3:7). Забвение Его закона привело к отвратительному поклонению, которое вызывало у Бога ярость (1:10). Терминами “правила и уставы” Малахия напоминает Израилю, что они обязаны исполнять Божий закон.

У нас также есть обязательство следовать за “блаженным мужем” из Пс. 1:2 и постоянно размышлять над Божьим законом. Если мы будем каждый день помнить Его закон, это вернет в нашу жизнь преданность и водительство (Иис. Н. 1:8; 1 Тим. 4:15).

От нас не требуется исполнять тот же самый завет, что должен был исполнять Израиль, потому что в силу вступил “новый завет”, заменив собой на кресте “старый” (Кол. 2:14; Евр. 8:6-12; 10:9). Но принцип, на который обращает внимание Малахия, по-прежнему обязателен для нас, живущих под новым заветом (Евр. 10:28, 29).

Забвение было губительным для Израиля, и оно остается смертельным врагом для христиан. Оно является источником всякого злого дела (Иер. 3:21; 2:32; Прит. 2:17; Ис. 65:11). Автор Послания к евреям предупреждал братьев, чтобы, усвоив “первые начала”, они не забыли их и не обратились к прошлому (Евр. 5:12). Однако многие поступают именно таким образом. Они начинают с искренней преданности, но по какой-то причине забывают Божий закон. И скоро, как Израиль, возвращаются к прежней жизни (см. Евр. 6:1-8).

Если мы хотим быть “святыми”, нам нужно помнить Божий закон!

МЫ ДОЛЖНЫ СЛЕДОВАТЬ БОЖЬИМ ЗАПОВЕДЯМ

Одно дело знать Божий закон, а другое — знать и исполнять его! Малахия призывает Израиль проявить повиновение Божьим заповедям. Такое повиновение лишит их определенных мирских удовольствий, побуждая к строгой жертве. Но Бог поощряет самоотвержение, обещая награду за послушание. Центром этого обещания стал “Илия”. Когда явится “Илия”, самоотверженность Израиля будет вознаграждена. Если Израиль вместо самоотречения изберет самопоклонение, вместо награды он получит “проклятье”.

Бог сказал Израилю, что Он предпринимает определенные действия, чтобы предотвратить проклятье. К ним придет вестник, чтобы предупредить и наставить. Этим вестником стал Иоанн Креститель (Мф. 17:10-13).

Божьи требования святости всегда сопровождаются Его помощью в достижении повиновения. Бог требовал от Израиля святости, чтобы они избежали того “дня”, о котором говорится в 4:1. С этой целью Он послал Иоанна. Бог требует святости от Своих последователей и сегодня, чтобы мы не испытали на себе ужаса Судного “дня”. Чтобы мы могли стать “святыми”, Бог дает нам помощь (Рим. 12:1, 2; Тит. 2:11-14; и др.). Он дает нам обещания и заботится о нас (2 Пет. 3:11-14).

Христиане должны помнить Божьи обещания, потому что они помогают нам исполнять Его законы.

МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ С ТЕМИ, КТО ИСПОВЕДУЕТ НАШУ ВЕРУ

Целью служения Иоанна было осуществить воссоединение. Слово “обратит” означает согласие с Богом. “Отцы” — это верные Богу предки Израиля (см. 3:4). Они служили Яхве с великой верой. Но их “дети”, их потомки в дни Малахии, согрешили и отпали от веры. “Отцы” не могли соединиться с “детьми”. Этот союз был невозможен, потому что не было всеобщей любви к Богу. “Илия”, или Иоанн, должен был устранить это разделение, объединив всех в праведности (Лк. 1:16, 17). Когда праведность войдет в жизнь каждого, тогда все соединятся во всеобщей преданности Богу. Эта преданность позволит всем увидеть святость (Мф. 17:11).

Мы живем во враждебном Богу обществе. Любящие Бога отделены от тех, кто не любит Его. Как прекрасно видеть соединившихся в братском общении из Еф. 2:11-22 и таким образом находить побудительный мотив жить в святости. Когда мы присоединимся к другим в служении Богу, ненависть и безобразие, окружающие нас в мире, будут побеждены, и в нашей жизни воцарится святость. Вот почему христианам абсолютно необходимо посещать собрания с братьями (Евр. 10:25).

МЫ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ СЕРЬЕЗНОСТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА

Малахия завершает свою весть на невероятной ноте — изрекает “проклятье”! Он несколько раз говорил об ужасе встречи с Богом, когда человек не имеет святости. Теперь он еще больше усиливает сказанное, используя слово “проклятье”. Буквально оно означает “заклятое”, то есть объявленное вне закона и потому подлежащее полному истреблению (Лев. 27:29; Втор. 13:16, 17). Все, на что налагалось “заклятье”, уничтожалось (Втор. 12:29). Таким образом, это слово указывает, что, когда придет “день”, все не имеющие святости будут без надежды.

Здесь мы лицом к лицу сталкиваемся с ужасом Божьего гнева. В евангелии есть суровая сторона, о которой многие предпочитают не знать: Христос в нем представлен не только как Спаситель, но и как Судья! Всех, кто не демонстрирует святости, ожидает только это — трагическое наказание (2 Фес. 1:7-9). Это, конечно, серьезный побудительный мотив к тому, чтобы жить “святой” жизнью!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кто-то сказал: “Конец Ветхого Завета в книге Малахии несказанно величествен. На его последней странице мы находим уготованное нам благословение и проклятье, жизнь и смерть”.

Пророчество Малахии завершается четырьмя важными причинами, почему мы должны жить “святой” жизнью. Его весть на все века состоит в том, что Божий народ должен быть свят.

#святость #малахия #пророк #пророки #христиане #христианин #ветхий завет #толкование ветхого завета #изучение библии #библия