Найти тему
Филиал Карамзина

История Йоси с чайником

Оглавление

Как многократно было изречено из каждого европейского утюга: на Украине нацистов нет. Ну, балуются взрослые мужики, разрисовывая себя демонами, свастиками и прочими рунами а-ля Третий Рейх. Может, их эстетика зла привлекает – что ж тут поганого?

Понять суть происходящего в русских городах Одессе, Харькове и Николаеве, оскверненных мерзопакостной хуторской бандеровщиной, можно, лишь уйдя с абстрактного «глобального» уровня, который, говоря по совести, никого особо не колышет. Уж больно далеко от реальной жизни все эти высокие материи. У людей работа, семью кормить надо, ипотеку платить надо и счета по ЖКХ оплачивать, дачу строить и машину ремонтировать. Да мало ли дел у обычного, «среднесерединного» человека?

Поэтому мы расскажем простую и понятную историю. Объясним доступно, почему слово «мир» и слово «нацизм» - понятия абсолютно несовместимые. Либо одно, либо другое.

Детская легенда: «Совесть старого Харькова»

Эту историю автору пришлось услышать от деда, ему же – от своей матери. Она, в свою очередь, слышала ее от «эвакуированных» харьковчан, прибывших в Челябинск «на усиление» танкового завода. Часть из них после окончания Великой Отечественной войны вернулась в родной город, часть осталась на Урале, не теряя связи с земляками.

Столь долгая цепочка «источников» уже ставит под сомнение изложенное, долгое время это было просто легендой «о Войне».
Столь долгая цепочка «источников» уже ставит под сомнение изложенное, долгое время это было просто легендой «о Войне».

В послевоенном Харькове недалеко от парка Горького –на пересечении улиц Дзержинского и Маяковского – стояла молочная лавка, принадлежащая местному кооперативу. Возле нее неизменно «дежурил» странный персонаж: седой как лунь долговязый еврей лет 40 от роду, застегнутый как гимназист на все пуговицы. В руках у бродяги был старый латунный чайник литра на три, служивший по-видимому и кошельком, и чехлом для документов, и даже авоськой для продуктов.

Местные звали его «Йося с чайником».

Решить «еврейский вопрос»

Когда немцы вошли в Харьков, Йосе было 6 лет. Мать выдала ему чайник, набитый деньгами, и выпихнула через черный ход – «за молоком». Много ли понимает 6-летний мальчик? За молоком так за молоком. Пока малец бегал до лавки, пришлые офицеры из Вермахта «обустраивались».

На несчастье еврейской семьи у нее была добротная квартира – второй этаж, старый «царский» дом за №76. Пара лейтенантов решила, что будет модно, молодёжно и креативно «окончательно решить еврейский вопрос», что называется, не отходя от кассы – родителей Йоси повесили на их же балконе.

Оказывается, можно поседеть в 6 лет.

Рассудок ребенка не выдержал – он сошел с ума.

Потерявшего ориентацию Йосю спрятала у себя русская семья, хотя не могла не понимать последствий – СС совместно с ОУН уже лютовала, по домам выискивая «жидов и коммунистов». В погребе мальчик просидел до 1943 – Красная армия освободила город. А Йося занял свой «пост» - у молочной лавки, смотря на второй этаж дома №76.

Что интересно, несмотря на буйный разгул преступности после войны, никто блаженного не трогал. «Блатные», живущие чужой кровью и кошельком, вынесли «приговор»: обижать Йосю - «зашквар». Даже самые опустившиеся воры стыдились взять у «мальца» хоть копейку. Так и стоял седой изо дня в день, безучастный ко всему. Единственный способ разговорить его – спросить о родителях. Тогда он оживал – рассказывал, что завтра пойдет с мамой на рынок, а папа купит ему пони. А потом они с семьей поедут отдыхать в Херсон или даже Одессу.

Историю Йоси знал весь Харьков, и спрашивать было страшно – абсолютно седой, высохший старик так и застрял в детстве. Но пока он рассказывал, его можно было покормить и умыть, иначе никак: «часовой» закаменел на своем «посту».

Страшная правда?

Весь первобытный ужас этой легенды в том, что это отнюдь не миф. Это с высокой долей вероятности правда. Историю описал в своем очерке харьковчанин Олег Лурье – личность довольно известная в отечественной журналистике.

Упоминание также можно встретить в автобиографии другого городского писателя – Владимира Киященко. Учитывая, что писали они в разное время и не пересекались друг с другом, совпадения маловероятны. При этом их рассказы идентичны вплоть до деталей. Впоследствии рассказ Киященко был дополнен иллюстрациями Казарновского.

Йося умер на сломе эпох – в 90-х. Ему якобы даже поставили памятник на городском вокзале.
Йося умер на сломе эпох – в 90-х. Ему якобы даже поставили памятник на городском вокзале.

Вообще-то это памятник литературному персонажу – отцу Федору из «12 стульев». «Йося» был намного старше, да и актера Михаила Пуговкина с его типично славянской внешностью, несмотря на чайник в руках, за еврея принять проблематично. Если остаются какие-то сомнения, можно просто прочитать надпись на памятнике. Там золотым по черному все подробно расписано.

Но что толку, коль нацисты, парадоксально слившись с местными евреями до неузнаваемости, вновь беснуются в русском городе? Даже если «Йося» - персонаж собирательный, его история недвусмысленно отражает те события, что происходили в городе при немецкой оккупации. Те события, что евреи Украины сегодня скоропостижно похоронили.

К сожалению, многие документы были сожжены немцами перед отступлением из города – заметали следы, в том числе, городские архивы и домовые книги. Доподлинно сказать, кто же этот «Йося», не представляется возможным. Остается надеяться, что память народа не горит.

-4

Бросим клич: у кого есть объективные данные по этой истории? Кто готов ими поделиться?