Найти в Дзене
Native-Like Fluency in English

Стратегии работы над качеством подготовленной и спонтанной речи на английском.

Оглавление

Начали SPRINT! со структуры предложения. Completed sentences vs run-on sentences. Это не просто грамматическая тема, это интереснее, особенно если слушать и переслушивать себя, а не учебник. Как я говорю? Особенно, когда я не был готов говорить…

Я вижу много общего в людях, которые приходят тренироваться:

Первое - стремление победить спонтанность.

И именно желание “победить”, а не быть в этой спонтанности, им самим же вредит. Они не любят терять контроль. Но и контролировать они тоже не умеют. С одной стороны, они ищут то волшебное состояние, в котором все самое хорошее случается спонтанно и легко, без их контроля (т.к. у них фрагментами был такой опыт), с другой - боятся оказаться в ситуации спонтанности, потому что она равна неизвестности. В неизвестности они не могут применить все, что учили (потому что все учили для каких-то конкретных, известных ситуаций), и чувствуют себя беспомощными. А когда люди чувствуют себя беспомощными, они чувствуют себя небезопасно. Поэтому спонтанность для многих (как бы много они не говорили, что они хотят научиться говорить красиво, бегло, легко и спонтанно) - абсолютно небезопасное пространство. Что человек делает, когда есть угроза безопасности (например, угроза потерять репутацию нелепым выступлением или угроза провалить собеседование)? Он защищается как умеет. Самый простой механизм защиты - бездействие. Спрятаться или занять себя чем-то другим. Может, они иногда набираются смелости выйти из пещерки и сказать отрепетированное “Я смогу! Я все могу!”, но потом снова прячутся, почувствовав спонтанный ветер угрозы.

-2

Спонтанность - это отсутствие подготовки. Ее не надо побеждать. К ней просто нужно научиться быть готовым. Для меня самый важный навык презентаций сегодня - быть абсолютно готовой внутри к тому, что я не готова. Не готова с ответами на спонтанные вопросы, не готова дать развернутый ответ, т.к. честно не знаю цифр, не готова закончить разговор сейчас, т.к. мне надо подумать, не готова дать дополнительную информацию, т.к. мне нужно время ее собрать, не готова отвечать на неэтичные и каверзные вопросы и т.д.

Для меня это процесс наблюдения за собой. Когда я оказываюсь в такой ситуации, я как будто переключаю фильтр перспективы, и смотрю на себя со стороны. Слушаю себя, как льется поток слов, абсолютно не контролируя их, пребывая в полной спокойной уверенности, что нужные слова придут сами. Их формирует мое состояние, а не мой интеллект и не моя память, которые вместе пыжатся, чтобы правильно подобрать нужную форму для нужного глагола.

Делаю ли я ошибки в этом состоянии? Да, часто. Поэтому я записываю все встречи, пересматриваю, исправляю, чтобы больше не повторять то, что повторяется.

Когда человек хочет победить, он ждет поражения другого. Только здесь нет “других”. Воюет человек с самим собой. Поэтому “бездействие” - вдвойне безопасная стратегия.

Часть сознания просто оберегает себя же от последствий такой “войны”.

Однажды мне дали интересный совет, который я долго не могла понять - “Научись сдаваться”. Я тогда думала это равно “все бросить”поэтому, естественно, восприняла в штыки.

Но сейчас я понимаю, что это означает научиться не создавать сопротивление, убирать внутреннее сопротивление, договариваться с собой и с людьми, органично взаимодействовать с пространством, понимая свою роль. Где-то нужно вести, где-то нужно следовать.

Я бы дала тот же совет тем, кто пытается побороть страх спонтанного общения на английском (при этом имея очень высокий уровень английского) или пытается напором превратить любую спонтанную ситуацию в выгодную и безопасную для себя.

Страх перед спонтанностью возникает только, если в ситуации есть еще люди. Наедине с собой люди все смелые, и им все понятно. Обычно именно другие люди рушат иллюзию того, что все понятно, - свои спонтанными вопросами, комментариями, а иногда претензиями.

-3

“Сдаваться” нужно не другим людям; “сдаваться” не равно “признать поражение”. Смысл в том, чтобы не создавать искусственного сопротивления. Искусственное значит “ненастоящее”. Когда снаружи мы смелые и компетентные, а внутри боимся, что нас воспримут как некомпетентных, мы ненастоящие в этот момент. Когда мы не разрешаем себе остановиться и подумать, выпаливая первые попавшиеся на язык слова, потому что боимся заставить кого-то ждать, мы ненастоящие в этот момент. “Настоящая” часть не знает, что сказать, ей надо подумать. Хотя бы 5 секунд. Но другая часть искусственно создает условия, в которых думать нет времени и возможности, потому что боится не соответствовать ожиданиям. Результат? Люди долго и путано говорят бессмыслицу, повторяя себя по несколько раз.

Попробуйте сонастроиться с собой, с временем дня, с погодой за окном, с собеседником, с пространством, и только потом начинайте говорить. Вы будете более спокойны. Когда люди дают себе время сонастроиться, они дают себе время заметить то, что в спешке незаметно: свои эмоции, их эмоции, тепло/холодно, стоит говорить о деле/не стоит, стоит настаивать/не стоит, стоит говорить или сегодня стоит слушать.

Часто человеку даже не приходит в голову, что выбрать “слушать” - это тоже осознанное решение в спонтанной ситуации. В основном, люди готовятся говорить, чтобы сразить всех наповал своим произношением/речью/выступлением. Однако уверенность в том, что человек можете принимать верные решения в спонтанной коммуникации, часто приходит, когда он выбирает слушать.

Второе - стремление подготовиться к любой спонтанной ситуации, что априори невозможно.

Стратегия формирования навыка уверенно готовиться к выступлению на английском и уверенно презентовать подготовленный текст разительно отличается от стратегии развития навыка управлять собой и своей речью в спонтанных ситуациях.

В первом случае мы готовимся, отрабатывая знакомое и понятное.

Во втором - учимся управлять собой, чтобы справиться со всем незнакомым и непонятным в новой ситуации.

И там, и там нужно много практики.

Отдельно друг от друга они не существуют, Если практиковать их отдельно, можно научиться быть скучным лектором или безбашенным и бесструктурным клоуном.

Методы тренировки каждого навыка - разные. Выучить наизусть, чтобы спонтанно ответить - само по себе абсурдно.

Можно выучить наизусть несколько историй, чтобы легко рассказывать их в подходящий момент. Очень полезный инструмент для всех, кто готовится к собеседованию.

Но подготовиться заранее ко всему в жизни нельзя. Можно только осознать, что все действия имеют последствия: как положительные, так и отрицательные. Можно направить свои действия на создание положительных последствий.

Например, зачем мне практика?

- Какими будут последствия, если я 10 раз скажу какое-то слово/предложение вслух?

- Я запомню слово, запомню верное произношение, буду чувствовать себя более уверенно, т.к. я буду точно знать, что говорю и произношу это слово/предложение правильно и понятно.

Главное, чаще отслеживать последствия, чтобы показать себе же направление движения, и если нужно - быстро скорректировать.

If you already speak good English but your goal is Native-Like fluency, you’re welcome to join our Community of Practice and connect with other curious and daring learners. Unlock dozens of creative exercises that focus on developing cognitive skills in a foreign language and help you build a deliberate practice routine to attain better fluency. No credit card is required to begin. Start your free trial today

#natalia tokar #наталья токарь #upskillme #native-like fluency