Я уже писала, что в Нижнем никогда не была и мы не знали сколько времени нужно, чтобы потом сказать - я Нижний Новгород видела. После читки информационных статей сложился некоторый список мест, которые надо посмотреть. Мы решили, что список будет приблизительный, будем корректировать в зависимости от погоды, настроения и логистики.
В итоге получился такой перечень:
- После замечательной Тверской областной галереи я решила что и Нижегородскую надо посетить обязательно;
- Очень хвалили музей "Усадьба Рукавишниковых";
- Канатная дорога через Волгу в город Бор длиной 3661 м, отзывы противоречивые, решили составить своё мнение;
- Известные исторические улицы города, тут мы отметили Большую Покровскую, Рождественскую, Ильинскую, Верхневолжскую набережную;
- Нижегородская ярмарка, это само собой.
В общем не самые грандиозные планы, но мы хотели ещё съездить в Гороховец, на это отвели день и планировали сделать перерыв и сходить куда-нибудь расслабиться в спа, ах да, планировали не сильно уставать, чередовать прогулки и отдых.
Как получилось это осуществить, рассказ впереди, но сначала хочу написать про ситуацию с номером, которая получила свое развитие.
Первая ночь в Нижнем была ужасной, великолепная слышимость усугублялась бесцеремонными соседями, которые ходили друг к другу в гости, хлопали дверями, переговаривались, не выходя из своих номеров. Это была какая-то спортивная молодежь, приехавшая на соревнования (вообще детский и юношеский спорт оказал сильное влияние на наше пребывание в городе). Это мы поняли на завтраке, увидев их в большом количестве.
Вторым мощным ударом по психике был запах из туалета, я прикрывала нос своим платком, чтобы уснуть. Я думала, что мы пропустим воду, проветрим и станет лучше, но, очевидно, проблема была серьёзнее.
И третий удар нас настиг утром, когда мы в номере не обнаружили фена.
Я стала смотреть сайт отеля и сильно удивилась, увидев, что номер в котором мы находимся стоит 3500 рублей и да, фена там не предполагается.
В общем всё это придало нам сил и мы ринулись вниз, к стойке администраторов, там, перебивая друг друга начали высказывать свои претензии.
Вид у нас, надо думать, был убедительным, администратор практически сразу сдалась и сказала, что поменяет номер, попросила правда написать какую-то бумажку, где я перечислила недостатки номера. Там я так же написала о полнейшем несоответствии качества и цены номера. Прочитав это, она мне ответила, что это - динамическое ценообразование, когда бронировали, спрос на номер был таков, что он стоил 5000 рублей, а теперь по спросу стоит 3500.
Так себе объяснение, думаю дело в программе кэшбэка, мы бронировали в последних числах этой программы, может подняли ценник, а потом вернули, но ведь компенсирует часть стоимости не отель, мне ситуация абсолютно непонятна.
В итоге нас отправили на завтрак, а потом дали ключ от вполне стоящего заплаченных денег номера, и соседи тихие и всё отлично, а молодыми спортсменами мы регулярно любовались только на завтраке, что вполне нас устраивало.
Утро выдалось нервным, погода соответствовала прогнозу, холодный ветер и дождь. День решено было посвятить музеям.
Сели на автобус, опять же, очень лихо взлетели к площади Минина и Пожарского и вышли на остановке.
Холмы, на которых расположен город, произвели на меня сильнейшее впечатление, я такого не представляла, и улицы, которые называются съездами, и мосты между холмами тоже. Каждый раз меня поражал угол наклона, который мы преодолевали, пешком или на транспорте . А мне то Выборг казался рельефным городом.
Начать решили с посещения информационного центра, который приметили ещё вчера на территории Кремля, недалеко от входа. Девочки из центра спросили откуда мы и рассказали, что Нижегородский художественный музей включает в себя 4 филиала, которые расположены в разных зданиях, сообщили, что где можно увидеть и снабдили картой города.
Было решено посетить Усадьбу купца Д.В.Сироткина на Верхневолжской набережной, 3, где собрано в основном зарубежное исскуство и выставлена известная работа К. Маковского "Воззвание Минина к нижегородцам".
Мы вышли с территории Кремля и, пронизываемые холодным ветром и поливаемые дождиком, устремились на Верхневолжскую набережную.
Верхневолжская и Нижневолжская набережные, одна располагается у воды, другая на холме, с шикарным видом на Волгу.
Дома, расположившиеся наверху были один другого краше. Эх и жили люди.
Не все, конечно.
Позже я посмотрела каких годов застройка, разных, но в основном конец 19-го и начало 20-го веков, и конечно особое впечатление произвели купеческие дома. Но купец купцу рознь, здесь чувствовались капиталы и размах, которым можно только позавидовать.
Вот в таком доме и расположился один из филиалов Нижегородского художественного музея.
Стала искать информацию и нашла, что владельцем участка перед архитекторами ставилась задача спроектировать дом, который впоследствии стал бы музеем.
Как было не заинтересоваться таким человеком? Никак.
Это был Дмитрий Васильевич Сироткин, годы жизни 1865-1953гг., как говорится, не дай бог жить в эпоху больших перемен ( в последнее время мне кажется, что русскому человеку без больших перемен жизнь прожить просто никак! Перемены это наше всё.).
Дмитрий Васильевич планировал прожить в доме года четыре, а потом передать под музей.
Стала искать, какой же музей хотел открыть Д.В.Сироткин и нашла:
"«В марте 1913 г. купец первой гильдии Дмитрий Васильевич Сироткин стал нижегородским городским головой. Пообещав подарить городу под размещение художественного музея специальное здание, он купил близ алтаря Георгиевской церкви (1702 г., ктитор Я.И. Пушников) обширный участок земли от набережной до Жуковской (Минина) улицы.".
Значит под художественный музей и планировалось и я испытываю благодарность, что в качестве мецената он не мог (или не хотел?) купить и вкладывать деньги, например, в английский футбольный клуб, впрочем были ли тогда футбольные клубы, вопрос (хочется углубиться, но не буду, не сейчас).
Насчет музея, разместился там музей, но много позже того как Дмитрий Васильевич Сироткин в 1919г. покинул страну, в 1924 г. здание было передано Главнауке для размещения музея.
Дмитрий Васильевич был купцом первой гильдии и я задумалась, а что, собственно, это значит? Стала искать, нашла, что понятие именно купеческой гильдии сформировалось в основном при Екатерине Второй и разные гильдии подразумевали разный размер капитала, объем торгового оборота, право на ведение разных видов торговой деятельности.
Вот, первая гильдия: капитал более 10 000 рублей, право заграничной торговли и владение морскими судами, это при Екатерине Второй.
А теперь посмотрим повнимательнее на Сироткина Д.В.
Вот какую информацию предоставил мне интернет: родился в деревне, родители - крестьяне, занялись"щепным делом", дело, видимо, пошло, прикупили два пароходика. Потом с умом женился на дочери казанского купца-пароходчика и в итоге, вот оно : "...При помощи тестя в 1895 году купил свой первый буксир. Затем приобрёл в собственность нефтетранспортное дело компании С. М. Шибаева (4 буксира). В 1907 году образовалось «Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Васильевича Сироткина» с капиталом в 1,5 миллиона рублей (15 пароходов, около 50 непаровых судов, в том числе более 20 барж). В 1910 году Д. В. Сироткин стал директором-распорядителем крупной пароходной компании «Волга».
С 1907 года — председатель Нижегородского биржевого комитета. С 1908 года — председатель Совета съездов судовладельцев Волжского бассейна." и т.д.и т.п.
Вот что подразумевалось под купцом первой гильдии в начале 20-го века!
А что касается дома, начали строить в 1913г., закончили в 1916г., может и пожил, но недолго, а после в 1918-1919 гг отступал, с Белой армией, и в итоге эмигрировал во Францию, а осел в Югославии.
Отвлеклась я от музея, но возвращаюсь. Как поняла коллекция включила в себя то, что осталось от хозяина дома, то, что было передано в дар частными владельцами при открытии музея, потом были переданы собрания картин Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазоревых, из нижегородских имений этих знатных и богатых семейств.
Тверская картинная галерея тоже также создавалась, картины из поместий Тверской губернии.
Потом, как сказала экскурсовод в следующем музее, была практика обмениваться экспонатами, в 1930-1940хх, таким образом и из Эрмитажа сюда что-то поступило.
Смысла рассказывать о картинах нет, коллекция богатая, очень известные имена, но почему-то мне было темновато, что ли. Не знаю, больше смотрела на внутреннее убранство дома, на лестницы, полы, потолки, а не на картины. И в итоге получилось, что самое большее впечатление оставила коллекция картонов Севрской фарфоровой мануфактуры, эскизы к вазам, сервизам и т.д.
Вот тут я действительно полностью отдалась процессу рассматривания и потеряла счёт времени!
Такие изящные орнаменты, так подобраны цвета, жаль не увидеть сами предметы роскоши.
Да, технические возможости моего телефона не дают по настоящему отобразить эту красоту, но всё-таки.
С трудом оторвалась и пошли дальше, прошли небольшой зал с более современными картинами:
И кульминацией осмотра стала картина К . Маковского "Воззвание Минина к нижегородцам", под которую выделили отдельное помещение.
Картина была выставлена в 1896 году на 16-й Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, впоследствии была подарена городу в честь 300-летия династии Романовых.
Событие значительное и картина была представлена соответственная, и по идее, и по размеру.
Размер картины 41.4 м2, 698 x 594 см.
Вот, на этом останавлюсь, о моих впечатлениях о картине, музее Усадьба Рукавишниковых, и прогулке по вечернему городу расскажу отдельно.
Всем удачи!
Здесь ссылки на статьи о нашем путешествии: