Сегодня о блюзе… Не о предтечах этой музыки, не о 12-тактовой блюзовой сетке, субдоминанте, тонике и триолях. Профессиональные музыканты знают всё это гораздо лучше меня. Сегодня я – о блюзмене, который внес огромный вклад в сам блюз как таковой, и значительно повлиял на дальнейшее развитие рока.
Если перейти на кулинарный язык, и представить рок-музыку в виде сочного борща с мозговой косточкой, то я пишу об одной из свеклинок, без которой борщ бы не удался.
Читатели подписчики канала ЮРИЙ КИСЛОВ уже знают, что в основном я исследую шестидесятые годы прошлого века, золотую эпоху рок-музыки. Зайдите на КАТАЛОГ (кликните ЗДЕСЬ), и вы в этом убедитесь. Там всё по алфавиту и с соответствующими ссылками. Там более двухсот рок-команд, о которых я уже рассказал.
А сейчас – об ОТИСЕ РАШЕ (OTIS RUSH) родившемся в 1935 году в штате Миссисипи, в маленьком городке Филадельфия (там и сегодня живет около 8 000 человек).
Это памятная мемориальная доска, которую установили в честь музыканта его земляки:
В восемь лет он самостоятельно освоил гитару, пел и играл на губной гармошке. Его фирменным приемом, как левши, стала игра снизу-вверх, т.е. он не переставлял басовые и прочие струны, как закономерно их нужно бы было переставить для левши.
В 1949 году он переехал в Чикаго, а было ему тогда всего лишь пятнадцать лет. Вот снимок рождественского Чикаго 1949 года. Я, так сказать, пытаюсь погрузить вас в атмосферу того времени…
ОТИС стал играть в местных клубах, окунувшись в душу городского блюза и стал одним, если не самым первым, создателем минорного саунда, которые называет «ветсайдским»: наполненный взрывным темпераментом вокал плюс мощные гитарные арпеджио.
Вилли Диксон (недавно я писал о нём, - есть отдельный пост), помог заключить ему в 1956 году контракт с "Cobra Records" и дебют ОТИСА РАША был удачен: сингл "I Can't Quit You Baby" попал в лучшую ритм-энд-блюзовую десятку "Billboard", заняв восьмое место. Песня была написана Диксоном, но её исполнение заставляет любого, соображающего в блюзе меломана, мысленно снять шляпу.
Он много записывался до 1959 года на "Cobra Records", пока лейбл на обанкротился. Любому любителю блюза известны эти композиции, давным-давно ставшие классикой: "Keep On Loving Me Baby", "My Love Will Never Die", "Double Trouble", "All Your Love (I Miss Loving")…
ОТИС РАШ попытался поработать с другими фирмами грамзаписи, но "Chess", "Duke" и "Vanguard Records" отнеслись к его безусловному таланту осторожно. В этот период записи блюзмена почти отсутствуют.
А в это время блюзоманы из Британии заказывают его синглы по почте, или покупают их с рук у моряков, вернувшихся из США…
Наконец, о, чудо, в 1969 году был записан лонгплей "Mourning In The Morning» (лейбл "Cotillion Records"), сплошь состоящий из шедевров чикагского городского блюза. Критики в особый восторг, увы, не пришли. И ОТИС РАШ продолжал много гастролировать, неустанно совершенствуясь. Он вообще стал очень болезненно относится к фирмам грамзаписи…
Посудите сами. В 1971 году он записал альбом на "Capitol Records", который назвали "Right Place, Wrong Time". Пластинка вышла аж через пять лет после процесса работы в студии! Между прочим, многие влиятельные музыкальные критики до сих пор считают её самоё блестящей в дискографии ОТИСА РАША.
Лонгплеи, вышедшие в семидесятых – это изумительно исполненные блюзовые стандарты, а также концертники.
Время от времени он прекращал творческую деятельность, исчезая с концертных площадок. Так случилось в конце семидесятых-середине восьмидесятых годов. Появился, совершил турне, выступил на "San Francisco Blues Festival", и вновь исчез.
В 1994 году он выпускает альбом "Ain't Enough Comin' In", от которого критики и публика пришли в восторг.
В 1998 году он получает "Grammy" в номинации "Best Traditional Blues Album".
Его можно услышать на альбомах многих великих музыкантов. А истории, связанные с его невезением, а также наплевательским отношением продюсеров, любители блюза передают из уст в уста. То звукорежиссеры без разрешения ОТИСА РАША вписывают в его игру партию неизвестно откуда взявшихся клавишных, то нагло вырезают гитарные пассажи маэстро. Об истории с заброшенными на пять лет записями, я уже написал выше.
В 2003 году музыкант перенес инсульт, а осенью 208 года ушел из жизни…
ДИСКОГРАФИЯ:
1969 Mourning In The Morning (Cotillion)
1974 Screamin' And Cryin' (Black And Blue)
1975 Cold Day In Hell (Delmark)
1976 So Many Roads (Delmark)
1976 Right Place, Wrong Time (album)|Right Place, Wrong Time (Bullfrog)
1978 Troubles Troubles (Sonet)
1989 Tops (Blind Pig)
1989 Blues Interaction -Live In Japan 1986- (P-Vine)
1994 Ain’t Enough Comin' In (This Way Up)
1998 Any Place I’m Going (House Of Blues)
2006 Live and From San Francisco (Blues Express)
СБОРНИКИ:
I Can’t Quit You Baby — The Cobra Sessions 1956—1958 (P-Vine)
Good 'Uns — The Classic Cobra Recordings 1956—1958 (Westside)
1969 Door To Door (Chess) (совместно с Альбертом Кингом)
2000 The Essential Otis Rush — The Classic Cobra Recordings 1956—1958 (Fuel 2000)
2005 All Your Love I Miss Loving — Live at the Wise Fools Pub, Chicago (Delmark)
2006 Live At Montreux 1986 (Eagle Rock Entertainment) (Совместно с Эриком Клэптоном и Лютером Элисоном)
ОТИС РАШ оказал большое влияние на Карлоса Сантану, Джеффа Бека, Эрика Клэптона, Майка Блумфилда и Питера Грина, в чём они неоднократно признавались…
Вот что отмечает музыкальный критик:
«Накалённые эмоцией соло Раша, меланхолические аккордовые фразы и тщательно продуманные детали текстуры создали формулу нового стиля.
Несмотря на свой вклад в развитие Чикагского блюза, Раш известен только фанатикам блюза и коллегам-музыкантам по горстке записей, выходивших с большими перерывами. Плохой менеджмент ли этому виной, или просто цепочка неудач, но Рашу не удалось реализовать свой потенциал в записях. Из-за своего плачевного опыта Раш перестал доверять компаниям звукозаписи и старался не связывать себя никакими контрактами. В результате, каталог этого ветерана блюза мал и пополняется крайне редко».
В 1984 году ОТИС РАШ был включён в Зал славы блюза. А в 2015 году журнал "Rolling Stone"поместил этого замечательного музыканта на 53-ю позицию в списке "100 величайших гитаристов всех времен".
Давайте послушаем и посмотрим, этого потрясающего музыканта, столько сделавшего для рок-музыки. Широкодиапазонный, мощный тенор, медленный нагнетаемый звук, джазовое арпеджио и ярко выраженная тенденция к долгим нотам… Это тоже шестидесятые. Это исток и начало ритм-энд-блюза и того, что мы именуем Его Величество Рок.
На сегодня всё… На канале ЮРИЙ КИСЛОВ есть и будет еще много чего интересного для знающих, а также для начинающих любителей рок-музыки…
Буду вам благодарен ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала. Занесу вас в Галерею СЛАВЫ канала:)). Карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803
Заодно и поощрите мои скромные труды.
С уважением и дружбой