Найти тему
О Жизни и об Истории

Россия и Африка: возможные направления сотрудничества

В предыдущей статье Африка на пути к новой реальности я предложил к обсуждению тему перспектив сотрудничества России со странами Африканского Союза, заметив, что о деталях – если не считать поставок зерна на «Черный континент» – мы узнаем позже. Однако кое-что о возможной стратегии Кремля в Африке, полагаю, можно сказать и сейчас.

Сочинский саммит 2019 года. Фото из открытых источников.
Сочинский саммит 2019 года. Фото из открытых источников.

Начну с того, что обострение противоречий между ведущими мировыми державами привело к еще большей замкнутости экономических кластеров. Первый и самый мощный хорошо известен и нацелен на борьбу за сохранение ведущих позиций в мире «Золотого миллиарда». Путем контроля над финансовыми потоками и сырьевыми ресурсами на планете. Главный конкурент данного кластера – Китай. К чему приведет их противостояние – покажет время.

Что касается России, то сейчас трудно сказать, чем обернется для нас еще недавняя привязанность – именно привязанность здесь более уместный термин, нежели встроенность или, тем более, интеграция – в западную экономическую модель, против чего Брюссель, насколько понимаю, начиная с девяностых, не возражал, при условии лояльной ему власти в Кремле. Как видим, не сложилось.

И трансформация экономических связей в сторону развития сотрудничества с Африканским Союзом в настоящих условиях для нас как нельзя кстати. Разумеется, речь не идет о высоких технологиях. Но.

Но собственно ориентированная на налаживание тесного сотрудничества с Африкой стратегия стала реализовываться еще в 2019-м – с сочинского саммита, в котором приняли участие пятьдесят четыре государства, причем сорок пять из них – на уровне высшего руководства.

Думаю, не ошибусь, что прологом к углублению сотрудничества с Россией стало три фактора. Имя первому – память. О нем я же уписал в предыдущей статье: на континенте не забыли о поддержке Советским Союзом национально-освободительного движения африканских народов. Второй фактор – агрессия коллективного Запада против Ливии как рецидив неоколониализма с естественным в столицах африканских государств вопросом: кто следующий?

И, наконец, третий фактор: успешные действия российской группировки в Сирии как зримое свидетельство наличие силы, способной эффективно противостоять американскому империализму. Собственно, к нему же относится спецоперация России на Украине, на ход которой не в силах повлиять жесткая санкционная политика англосаксов. Соответственно, именно в нас некоторые африканские государства могут видеть гарантов независимости.

Теперь немного о возможных путях сотрудничества. На сегодняшний день, даже на фоне заметного роста ВВП некоторых стран «Черного континента», собственно африканское производство пока еще не удовлетворяет внутренний спрос. И определенную помощь здесь может оказать Россия; причем отличную от той, что оказывают Китай или Индия, играющие роль финансовых доноров для ряда государств. В результате те попадают в западню, становясь «вечно просящими».

Кроме того, на континенте расположены крупнейшие пахотные угодья в мире, что также может заинтересовать нашу страну. Стоит принимать внимание и крупнейшие водные артерии в Африке, а значит перспективу строительства ирригационных систем, что повлечет за собой привлечение российских инвестиций и льгот для бизнеса.

Ну и наконец, напомню, что именно на «Черном континенте» сосредоточено 30% мировых запасов полезных ископаемых. И создание концессий на взаимовыгодной основе – еще один шаг к сотрудничеству.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .

Игорь Ходаков