Проблема понимания в психотерапии является одной из самых острых и обсуждаемых, поскольку понимание является основой психотерапевтического процесса. Но, к сожалению, нередко именно в этом аспекте возникают трудности. Часто в обсуждении работы психологов на форумах или в социальных сетях можно встретить жалобы - "психолог не слышит и не понимает меня". Как же так получается, где коренятся истоки этой проблемы и что можно сделать для её решения? Чтобы ответить на эти вопросы, в первую очередь, важно осмыслить, что такое понимание, из каких компонентов оно складывается и какие факторы на него влияют.
И первым фактором, с которым связана проблема понимания, является перенос. В позитивном переносе клиенту кажется, что аналитик идеально понимает его и принимает таким, какой он есть. При этом не факт, что действительное понимание имеет место быть, но есть самое главное - чувство понимания. В позитивном переносе аналитик может казаться клиенту добрым, сочувствующим и разделяющим его ключевые жизненные взгляды, что является проекцией "хорошей" и ресурсной родительской фигуры. В негативном переносе переживаются обратные чувства. У клиента может возникать чувство, что его не слышат, игнорируют, не так интерпретируют, искажают его слова и т.д. Эти чувства отражают проекцию "негативного" или дефицитарного родителя, который не в ресурсе и не в состоянии быть достаточно чутким.
Вторым фактором выступает личность аналитика, которая неизбежно задаёт терапевтическому процессу ограничения. Личность в данном случае понимается в широком смысле - как вся совокупность и единый сплав индивидуальных и ценностных особенностей, присущих конкретному психологу. Несмотря на распространённую в психотерапевтической культуре модель "чистого листа", в которой аналитик придерживается закрытой позиции, всё же личность психолога не может быть полностью устранена из процесса. Психолог - это не только профессионал, но и человек с определённым темпераментом, типом реагирования, стилем работы и взглядами на жизнь. При столкновении в работе диаметрально разных темпераментов или жизненных ценностей проблема понимания может обостриться, поскольку эта ситуация провоцирует внутренний конфликт и фрустрирует часть потребностей клиента. Например, клиенту может хотеться, чтобы его аналитик был более быстрым или медленным, более интеллектуальным или эмоциональным, более лёгким или глубоким, в зависимости от личности и потребностей клиента. Но не всегда у психолога есть возможность выйти за свои ограничения, и, несмотря на недовольство клиента, он не станет другим человеком, не изменит свой базовый тип реагирования и не откажется от своих жизненных ценностей.
Таким образом, проблема понимания в психотерапии связана либо с переносными процессами, фрустрацией клиента в ранних родительских отношениях и проекцией пережитых им травм на фигуру аналитика, либо с межличностными различиями. Оба этих фактора, так или иначе, присутствуют в любом аналитическом процессе, и с любым психологом клиент, в некоторой степени, будет переживать проблему неокончательного, частичного понимания. Например, аналитик может понимать и разделять его политические взгляды, но не разбираться в его увлечениях или наоборот. Вопрос лишь в степени того, насколько это непонимание приемлемо для клиента, насколько клиент готов выдерживать его и разбираться с ним, параллельно осознавая более широкую проблему различий между людьми и непонимание в других отношениях - с родителями, друзьями, партнёрами...
Отвечая на вопрос "как быть с непониманием в анализе", в первую очередь, необходимо отметить важность проговаривания этого непонимания в процессе, поскольку накопление чувства непонимания, в конечном итоге, чревато взрывной реакцией и резким разрывом аналитических отношений. Во-вторых, важно разобраться в причинах. Является ли непонимание действительной или проективной частью процесса, не говорят ли психолог и клиент разными словами об одном и том же, не является ли переживание непонимания частью сопротивления. Если нет, и непонимание касается личностных различий, в анализе можно попробовать научиться быть с этими различиями и с чувством, что далеко не все люди могут разделить какой-то опыт, но они всё равно могут попытаться услышать друг друга и сделать шаги навстречу друг другу.
В случае острого непонимания также важны желание и готовность клиента погружаться в него и работать с этой проблемой. Например, разбирать, что именно так ранит в процессе непонимания, почему это важно, какие ещё люди не понимали клиента, к каким последствиям это приводило. Кроме того, сильное переживание непонимания в анализе идёт рука об руку с негативным переносом, требующим определённых ресурсов для проработки, без которых есть риск обрыва клиентом процесса анализа на первом же разногласии. Но при продуктивной работе с темой непонимания могут вскрыться совершенно неожиданные и ценные для развития клиента вещи. Например, что аналитик готов его понять, но по каким-то причинам он не готов раскрыться, а потому вынужден защищаться и уходить от подлинного контакта в конфликт.
(Автор - Иванова Т.А., ссылка - https://www.b17.ru/article/354107/?prt=247809 )