Найти тему
Павел К.

О «Товарище». Продолжение.

После распада СССР «Товарищ» продолжал участвовать в регатах (и довольно успешно - на «Парусе-93» занял третье место) и учить курсантов. Причем в начале 90-х азы морской науки на судне постигали и иностранцы - кадеты из Германии, Англии и Австралии. Но в 1995 г. плавания «Товарища» прекратились. К тому времени барк, некогда находившийся на балансе Министерства морского флота СССР, был передан Министерству образования Украины, которое было не в состоянии содержать парусник. Правительство проблему «Товарища» игнорировало. Английская общественная организация «Нация против криминала» объявила о начале сбора средств для ремонта украинского парусника. Вскоре поступило приглашение на ремонт в Ньюкасле. Так как тянуть время не имело смысла, к тому же заканчивался срок действия судовых документов, было принято решение идти в Англию. Руководствовавшиеся этим решением лица еще надеялись на финансовую поддержку украинского правительства. В 1995 году «Товарищ» в последний раз покинул Херсон... Для ремонта судна было необходимо более $ 5 миллионов. Средств же, собранных английскими благотворителями, оказалось слишком мало. Чтобы сохранить парусник, немецкая организация «Друзья парусного флота» также приняла участие в сборе денег. Только Украина с ее извечными финансовыми проблемами оставалась не у дел. Наконец, немецкая сторона предложила Украине на 3 года взять на себя дальнейшую заботу о «Товарище», с тем, чтобы он принял участие в международной выставке «Экспо-2000», проходившей в Германии. Украина согласилась на все условия немцев. В 1999 году уже неспособный идти своим ходом барк на буксире доставили в Вильгельмсхафен, а Украина получила отсрочку на изыскание необходимых для ремонта средств. На следующем этапе Германия предложила Украине 23 миллиона евро и ремонт судна в Гамбурге на верфи «Блом унд Фосс» - той самой, которая 70 лет назад дала жизнь барку. По окончании ремонта «Товарищ» должен был находиться под совместным украинско-германским управлением. Причем кадровую команду судна предусматривали украинскую. В течение 10 лет на нем должны были проходить практику немецкие и украинские курсанты. По истечении же этого срока барк становился собственностью Германии. Пока запускали бюрократическую машину, которая была способна решить судьбу украинского «Товарища», на судне боролись за его живучесть. Уже 28 июля 2003 года в осушительном колодце машинного отделения появилась течь. Морякам оказалось не под силу справиться самим с проблемой. 29 июля пришвартованный к причальной стенке в Вильгельмсхафене «Товарищ» начал тонуть. На помощь подоспели пожарные машины. С огромным трудом удалось откачать воду и устранить течь. Бедственное положение барка ускорило решение его судьбы. Осенью 2003 года на палубе специального судна для перевозки крупногабаритных грузов через Кильский канал барк был доставлен для ремонта в порт Штральзунд. Украина требовала за корабль один миллион евро, но затем, в процессе переговоров, цена была снижена до 500 тысяч евро и в 2003 году сделка состоялась. Фактически, украинское правительство продало огромный барк по цене автомобиля представительского класса. В том же году в плавучем доке 'Condock V' был отправлен в «материнскую гавань» - город Штральзунд, где 25 сентября был встречен с официальными почестями. В 2004 году на «Народной верфи» Штральзунда (Volkswerft Stralsund GmbH) был подвергнут дальнейшей реставрации. 29 ноября 2003 ему официально было возвращено его прежнее имя Gorch Fock («Gorch Fock I»), с которым он под номером 3675 был зарегистрирован в Немецком морском Регистре. С 2005 г. Gorch Fock размещен в качестве плавучего музея в гавани города Штральзунд, который и был его первоначальным портом приписки. К сожалению, херсонцам осталось только вспоминать те недалекие времена, когда «Товарищ» возвращался под крышу дома своего - порт приписки Херсон - для горожан это был всегда праздник. Набережная Днепра (пр. Ушакова) заполнена курсантами двух мореходок, родственниками, девушками и друзьями «мореманов», и просто зеваками. Гремит духовой оркестр. С берега слышно, как по мегафону с мостика звучит команда: «Убрать паруса!» Курсанты-практиканты по вантам взбираются на реи. Швартовые группы застыли на местах, на главной палубе готовят парадный трап к спуску. Не успели ещё швартовые концы лечь на кнехты причала, как курсанты уже спускаются с рей, закончив уборку парусов. И вот уже на причале вдоль судна выстраивается экипаж «Товарища». Звучит доклад капитана начальнику училища об окончании рейса. После него встречающие могут подняться на борт судна. А дальше, как во все времена: цветы, рукопожатия, объятия, поцелуи.

Корабли, как и люди, рождаются в тяжких и радостных муках, проносятся по жизни на парусах молодого задора. Набираются опыта с годами, расплачиваясь за это многочисленными ссадинами, рубцами на сердце. Достигают (если достигают) почтенного возраста, когда их убеленные сединой головы мало кому нужны. Как люди, корабли оставляют о себе какой-то след. Как у людей, имя самых лучших представителей передается из поколения в поколение. Как знать, сложится ли и как именно дальнейшая судьба “Товарища”. Если предположить худший вариант, то хотелось бы, чтобы парусник-”пенсионер” проводили на заслуженный отдых достойно, как в других цивилизованных странах. Как англичане хранят в Портсмуте флагманский корабль адмирала Нельсона “Виктори”, старинные парусные корабли “Конуэй” и “Ворчестер”, как лихой клипер “Кэтти Сарк”, стоящий в сухом доке в Гринвиче, как музей и памятник временам расцвета парусного флота. Как в Норвегии, известные всему миру корабль Фритьофа Нансена “Фрам” и “Кон-Тики” Тура Хейердала. Как американский фрегат “Констеллейшн”, в торжественном чествовании 175-летия которого в Балтиморе принимал участие “Товарищ”. Душераздирающий “SOS” легендарного корабля и его экипажа никто не услышал. .

Океанское парусное судно «Товарищ» справедливо можно назвать первым морским университетом нашей страны. Многие его «слушатели»: А. А. Афанасьев, Г. А. Мезенцев, М. И. Григор, Ю. А. Пантелеев, И. А. Максимихин и другие — впоследствии стали выдающимися капитанами дальнего плавания.

И. МАН, капитан дальнего плавания, бывший боцман барка «Товарищ» hobbyport.ru/ships/tovarisch.htm