Так как много вопросов по этому поводу, напишу статью. Об оптимальном возрасте начала хождения в детский сад.
Потому что по этому поводу не только много дебатов, но и много шейминга - причём и тех мам, которые отдали в сад рано, и тех, кто не отдавал в сад вообще или отдал в сад поздно.
Сразу напишу свою историю. Старшая дочь пошла в сад в 3,5 года, до 2,5 лет я была в декрете, болела в саду постоянно, вдобавок тяжёлый атопический дерматит. Младшая дочь пошла в частный сад в 2 года и 2 месяца, до этого времени я была в декрете, в 2 года и 9 месяцев в государственный, практически не болела в саду. Внучка пошла в сад в 1 год и 6 месяцев, в сентябре прошлого года, дочь была в декрете до этого февраля, то есть она взяла такой запас для плавной адаптации, плюс у Алисы атопический дерматит (наследственный фактор, обострения уже редко), хотели снизить риски, в саду ей нравится, частный сад, очень маленькая группа детей ее возраста.
Итак, разбираемся.
Ключевые моменты здесь следующие:
✅Выбор данной конкретной семьи
✅Личностные особенности ребёнка
✅Наличие аллергических заболеваний, в первую очередь атопического дерматита (АД) и бронхиальной астмы (БА)
✅Наличие факторов риска АД и БА
✅Выбор садика
✅Психологическая обстановка в семье
♦️Есть важные моменты, которые вы должны понимать.
Подобные решения не имеют однозначного верного ответа, и вы в любом случае должны взвешивать риски и пользу, и опираться на наиболее благоприятный выбор для вашей семьи. Только родители могут решать, как лучше.
И теперь по пунктам. Обсудим и плюсы, и минусы.
1️⃣✅Раннее начало хождения в детский сад (до 3 лет, и в ряде исследований до 2 лет) снижает риски развития атопического дерматита и, в частности, тяжёлых его форм. Наряду с наличием домашних животных и жизни на ферме.
2️⃣⛔️Хождение в детский сад у некоторых детей может приводить к избыточно частым респираторным инфекциям, что может являться дополнительным фактором риска развития бронхиальной астмы, особенно если есть наследственная предрасположенность.
3️⃣✅Качественный детский сад, где с детьми занимаются, где чёткий распорядок дня, и где дети много играют, для детей в возрасте 2-3 лет, оказывает положительное влияние на когнитивные функции детей, такие дети в дальнейшем могут показывать более высокие академические результаты и лучше умеют взаимодействовать с окружающими.
4️⃣⛔️Маленькие дети формируют первичную привязанность к маме и вторичную привязанность к другим лицам, которые за ним ухаживают. Эта первичная привязанность в основном формируется в первый год жизни, когда важно постоянно быть с мамой, но продолжает формироваться с года до трёх лет. Если много постоянных отлучений от мамы, то может формироваться нарушение привязанности, которое приводит ко многим другим проблемам во взрослом возрасте.
Вот это, кстати, очень важный момент, и все противники детского сада опираются именно на это нарушение привязанности.
Но - давайте подробнее.
🔹 Что говорят доказательства?
Нарушение привязанности в первую очередь проявляется, когда маленькие дети проводят дни и недели в больнице при ограниченном контакте с родителями. Это сильно отличается от ситуации, когда матери можно доверять, когда она возвращается каждый день и находится рядом всю ночь. В исследованиях было обнаружено, что привязанность сохраняется и остаётся надежной, если матери проводят больше дней, адаптируя своих 11-20-месячных детей к детскому саду (то есть адаптация постепенная, мама не выходит на работу в период адаптации, мама рядом остальное время). Исследование NICHD показало, что возвращение к работе не повлияло на привязанность матери к ребенку, если только матери не были нечувствительны к своему ребенку, а уход за ребенком был некачественным или нестабильным.
🔹Если уж мы говорим о привязанности, то маму не заменяет няня, бабушка или другие возможные опекуны. И мы попадаем в ситуацию под названием «если не мама, то никто». При этом мама, которая находится в плохом психологическом состоянии, когда она, например, хочет выйти на работу, или в состоянии стресса из-за нехватки финансов по причине отсутствия ее дохода, или устала от круглосуточного ухода за ребёнком, находится в такой же зоне риска нарушения привязанности.
5️⃣⛔️Если в детском саду неблагоприятная обстановка и плохой уход за детьми, слишком большие группы при маленьком количестве воспитателей, это может оказывать негативное влияние на развитие и эмоции ребёнка. Кстати, Американская ассоциация педиатров делает акцент не на возрасте начала хождения в детский сад, а на том, чтобы детский сад был качественный.
6️⃣✅Если родители мало занимаются развитием ребёнка дома, больше акцентируя внимание на домашнем хозяйстве, или своих потребностях, раннее начало хождения в детский сад обеспечит необходимое развитие ребёнка.
К чему мы приходим в результате?
✔️Для ряда аллергических заболеваний раннее начало хождения в детский сад является несомненным преимуществом и снижением рисков.
✔️Дети могут иметь лучшую социализацию и лучше развитие и мыслительные навыки, если детский сад хороший.
✔️Счастливая мама без депрессии и сожалений, которая рано вышла на работу - это однозначно лучше, чем мама с клинической депрессией и мыслями о неудавшейся жизни и сломанной карьере.
✔️Если ребёнок сильно привязан к маме и для него детский сад- это сильный стресс, или он не любит общение в большой группе людей, лучше рассмотреть другие варианты.
✔️Не стоит тешить себя иллюзиями, что отдать ребёнка на длительный период бабушке, забирая на выходные, это уж точно лучше, чем детский сад.
В любом случае, в вопросах начала хождения в детский сад выбор должна делать мама (или папа, если с ребёнком сидит он), обсудив все плюсы и минусы каждой конкретной ситуации. Никто не имеет права стыдить маму, принуждать ее к чему-то, давать советы по этому поводу. Наиболее оптимальная среда для ребёнка- это счастливая семья. Независимо от того, ходит он при этом в сад или нет.