Найти в Дзене
Мото СССР

ИЖ-1

ЗДРАВСТВУЙТЕ я расскажу о первом мотоцикле ИЖ-1. Работа по созданию советских мотоциклов на Ижевском заводе была начата в 1928 г. За 8 месяцев группа, которой руководил Можаров, собрали и спроектировали 5 различных моделей мотоциклов. 17 сентября 1929 года Можаров Петр Владимирович сам впервые выехал на ИЖ-е за пределы Ижевска. Это был громоздкий мотоцикл весом в 300 кг. Но это был первый мотоцикл отечественной конструкции, причем очень надежный в поездках по неблагоустроенным грунтовым дорогам. Эту дату, 17 сентября 1929 года, принято считать днём рождения мотоцикла Иж! Можаров применил в конструкции передней подвески отдельные системы для гашения колебаний колеса в продольном и вертикальном направлении. Подвеска была сделана рессорной. Однако эта конструкция не позволяла развивать более 65 км/ч — мотоцикл срывался в вобблинг (неконтролируемые возрастающие колебания руля). Но, как говорил Можаров: «Больше по нашим дорогам самоубийство». В сердце мотоцикла ИЖ-1 располагается двухц

ЗДРАВСТВУЙТЕ я расскажу о первом мотоцикле ИЖ-1. Работа по созданию советских мотоциклов на Ижевском заводе была начата в 1928 г. За 8 месяцев группа, которой руководил Можаров, собрали и спроектировали 5 различных моделей мотоциклов.

17 сентября 1929 года Можаров Петр Владимирович сам впервые выехал на ИЖ-е за пределы Ижевска. Это был громоздкий мотоцикл весом в 300 кг. Но это был первый мотоцикл отечественной конструкции, причем очень надежный в поездках по неблагоустроенным грунтовым дорогам. Эту дату, 17 сентября 1929 года, принято считать днём рождения мотоцикла Иж!

ВЫЕЗД ИЖ-1 С ЗАВОДА В ДОЖДЬ
ВЫЕЗД ИЖ-1 С ЗАВОДА В ДОЖДЬ

Можаров применил в конструкции передней подвески отдельные системы для гашения колебаний колеса в продольном и вертикальном направлении. Подвеска была сделана рессорной. Однако эта конструкция не позволяла развивать более 65 км/ч — мотоцикл срывался в вобблинг (неконтролируемые возрастающие колебания руля). Но, как говорил Можаров: «Больше по нашим дорогам самоубийство».

МОЖАРОВ
МОЖАРОВ

В сердце мотоцикла ИЖ-1 располагается двухцилиндровый четырехтактный V-образный двигатель поперечного расположения, рабочим объемом 1200 см3 и мощностью 24 л.с. Крутящий момент передается на заднее колесо через трехступенчатую коробку передач и карданный вал. Приводилось и колесо бокового прицепа (коляски), поэтому машины уверенно шли по бездорожью. Зажигание от магнето. 23 л топлива в бензобаке хватало на 300 км пути. Для лучшего охлаждения картер двигателя и коробки передач Иж-1 был сделан с оребрением. Выключение сцепления осуществлялось левой рукояткой на руле, либо педалью с тягой с левой стороны. Бензобак вставлялся в раму сверху, оставаясь защищённым обхватывающей его рамой. Поскольку предполагалась езда и без коляски, руль был оснащён двумя конусообразными щитками и стальной замкнутой трубкой (аналог современной защиты рук на эндуро-мотоциклах) В целом конструкция очень надежная, но в то же время и тяжелая.

-4

-5

-6

-7


Самое интересное, что подобную конструкцию привода использовала и использует легендарная итальянская марка Moto Guzzi. Конечно, всё намного более современно и доведено до идеала. Но стоит отметить, что у ИЖа был невероятный потенциал, но в итоге они пошли в другом направлении.

-8

Для своего времени это был чрезвычайно оригинальный и передовой конструкции. Идеи были навеяны конструктора Эрнеста Ньюманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии.

Пассажир размещался в коляске, там же располагалось запасное колесо. Все колёса первого Ижа были взаимозаменяемые.

Пиши свои комментарии, буду рад.