Залог успешной кинопропаганды в том, что зритель не должен догадываться, куда заложили обман. То есть сила пропаганды не в убедительности лжи, а в манипуляциях там, откуда их не ждешь. За счет этого обходят критическое мышление, и зритель сам не замечает, как ему сформировали мнение.
На эту пропаганду повелся даже Владимир Владимирович Познер
В. В. Познер 1934-го года рождения. Его отец в разное время работал в кинокомпаниях США и СССР. А также в кино-отделе Военного департамента США, одновременно сотрудничая с советской разведкой.
Журналистский стаж Владимира Владимировича более 60-ти лет – с 1961-го года. На советском иновещании Познер формировал западному зрителю мнение об СССР, позже он сам рассказал, что был пропагандистом и кривил душой. В 1989-м году признан журналистом №1, а сейчас известен телепередачей «Познер» на «Первом канале».
Казалось бы, на какую пропаганду в СМИ может повестись Познер? На самую обычную. Достаточно не знать, где искать обман, и это обезоруживает.
Текст из видео:
Мы все жертвы средств массовой информации. Все мы. Я, например, два года назад поехал в Иран, просто с друзьями мы решили посмотреть, что такое Иран. Я точно знал, что, когда выйду из самолета, и попаду в Тегеран, я увижу мрачных женщин, в черном от затылка до пола, неулыбчивых, напуганных, полицейское государство и так далее.
Откуда у меняя была эта картина? С телевидения.
Приехал. Ничего похожего. Никаких там… Платки да, но на затылочке. Накрашенные, улыбчивые. Да, юбка ниже колена, рукав ниже локтя. Ну и что? Приветливые, веселые: «ой, как вам нравится у нас? Откуда вы приехали? Из России? Ой, как интересно».
А почему? Я такой опытный, так знаю эти СМИ, и то в голове сидит то, что мне внушили. Так что это нам кажется, что мы знаем. Не знаем. Не знаем!
Познер повелся на манипуляцию СМИ про Иран, так как не ожидал, что эта манипуляция вообще существует. В кино изображают страны так, как зритель должен их представлять, а не какие они есть на самом деле.
«РобоКоп» (2014): кино «по методичке»
Начинается повествование с американских роботов, «наводящих порядок» в Иране, хотя фильм не о нем. В 6-ти минутном фрагменте множество пропаганды: убогий вид Тегерана (столица Ирана), угрюмые люди, истерично спорящие, всюду небезопасно, террористы смертники, в квартирах беднота.
К слову, в год премьеры фильма ВВП (ППС) Ирана на душу населения составлял $17400. Для сравнения: на Украине в два раза меньше – $8700, а в России лишь на 40% больше – $24500. Однако, в «киношной» столице Ирана живут на порядок беднее, чем в реальных украинских деревнях.
Фрагмент про Иран из фильма «РобоКоп»: для тех, кому интересны детали, смотреть необязательно, но можете заметить пропаганду, неописанную в статье
Какие мыслеобразы закладывает фильм:
- Угрюмые, неулыбчивые, напуганные – как раз то, что говорил Познер.
- Небезопасно – для внушения это несколько раз повторяется.
- Якобы террористы – для уничтожения роботов они сделали не гранаты, а пояса шахидов. Обмотались взрывчаткой и прыгают на роботов. Нелогично, но это для внушения ассоциаций иранцев с террористами-смертниками.
- Американские вооруженные силы наводят порядок.
- Бедное жилье – это при 10% мировых запасов нефти и 16% газа.
- Отсталая даже столица – асфальт в трещинах, убогие здания, в общем «нецивилизованный» народ.
Вывод: так и хочется поддержать их «освобождение» и принести туда немного «демократии».
Историки говорят, что во времена ВОВ германские солдаты, вторгшись в СССР, были поражены цивилизованностью и образованностью советских людей. Так как пропаганда убедила немцев, что в СССР дикие и неграмотные люди.
Фрагмент про Иран занимает всего 6 минут, но есть фильмы, полностью посвященные пропаганде. Разберем исторические фильмы про предков иранцев – персов. В фильмах о современности легче осознается политический заказ, а картины про историю не воспринимаются в контексте текущей политики. Однако, подсознательное отношение к народу все равно закладывают.
«Александр» (2004): про «низшую расу неразумных жаб-варваров» и «воинов света»
Присутствуют речи, что завоевавший Персию Александр Македонский «много дал этим неразумным людям». Александр «словно Прометей нес людям свет преобразований», а персов называют жабами и прямым текстом «низшей расой» (это прием «расчеловечивание»).
Рассказывается, что «восточные народы известны своим варварством», а завоевания Александра проводились с целью «примирить греков и варваров», и он «освобождал» Вавилон от персов.
Хотя там и были эмоциональные речи главного героя о несправедливости подобного отношения, но в целом фильм внушает мысль о превосходстве западной цивилизации над восточной. Мнение «нормально, что каждый возвышает себя и принижает других» считаю нелогичным, так как это и есть деление людей на первый сорт и второй.
Режиссер, сценарист и продюсер фильма «Александр» (2004) Оливер Стоун в 2016-м году в интервью «RT»:
Текст из видео:
Стоун: – У ЦРУ есть программа «поддержки» проектов в сфере развлечения и телепрограмм. По сути — влияния на них. Оно всегда готово оказать режиссеру «помощь», но вы понимаете, что для этого в их распоряжении оказывается сценарий.
Журналист: – А вы помощи от них не получали?
Стоун: – Никогда. Напротив, я сталкивался с их нападками. Но то же самое можно сказать о Министерстве обороны и военной машине. Им тоже нужно, чтобы сценарии были выраженно проамериканскими.
«300 спартанцев» (2006): «как европейцы мир спасали»
И тут не обошлось без того, что бы не назвать азиатов «варварскими племенами, пришедшими из тьмы», а европейцев «спасителями мира от тирании». По традиции американских фильмов персонажи толкают речи о своей «западной свободе». Рабство в Персии преувеличивают, а в Спарте замалчивают.
Многое строится на расчеловечивании азиатов. Их представляют кровожадными монстрами-уродами, стегающими плетками рабов и рубящими головы соратникам. А один из самых больных – король Ксеркс, которого называют сумасшедшим. Намекают на отсутствие у них души: «лучшие воины Азии с бездушными глазами», и еще всякое.
Не все понимают, почему иранцы недолюбливают американцев. Думаю, любому не понравится, когда всему миру его предков представляют упырями, а конкретного исторического персонажа (царя) – сумасшедшим извращенцем.
Из двух вышеописанных фильмов прослеживается логика:
- Если европейцы идут войной на азиатов, то это для освобождения.
«Александр» (2004). - Если азиаты идут войной на европейцев, то это для порабощения.
«300 спартанцев» (2006).
«300 спартанцев – 2: расцвет империи» (2014): «терроризм до нашей эры»
Через 8 лет после предыдущего фильма «300 спартанцев» (2006) Голливуд выпустил продолжение: «300 спартанцев – 2: расцвет империи» (2014).
Обзор проекта «Научи Хорошему» сравнивает фильм 2014-го года с другой голливудской кинолентой «300 спартанцев», но уже 1962-го года:
Текстовая версия видео доступна на сайте «Научи Хорошему», где оценили антииранскую и прочую пропаганду в фильме.
Тенденция пропаганды в картинах 1962-го, 2006-го и 2014-го годов свидетельствует, что кино – это политика. Лишь некоторые выводы из обзора:
- использовалась та же «методичка», что и в фильме-одногодке «РобоКоп» (2014): предков иранцев изображают «террористами-смертниками», они подкрадываются к европейцам и взрывают себя.
- с каждым новым фильмом европейцы все цивилизованней и человечней, а персы все дичают и теряют человеческий облик.
- рабство в Древней Греции не упоминается, рабство в Персии «раздувается».
- как и в «300 спартанцев» (2006) и в «Александр» (2004) тут тоже не обошлось без речей про «свободу» западной цивилизации.
Еще мне известны фильмы «Операция „Арго“» (2012) и «Без дочери – никогда» (1991). Первый про спасение американских дипломатов из Тегерана, второй про бегство американки из Ирана от мужа. Я их не смотрел, но нет особых сомнений, что они сделаны под задачи.
Зачем это пропагандируют?
На бессознательном уровне закладывается мысль о превосходстве западной цивилизации над восточной, якобы одни хорошие, а другие плохие. Эдакие «эльфы» и «орки». Подспудно общественности внушается неприязнь к конкретным странам и народам.
Познер сделал свое наблюдение про Иран еще в 2013-м году, а через 6 лет начался вооруженный «Американо-иранский конфликт». Такие вещи не делаются без подготовки общественного мнения.
Возможно, смена «имиджа» древних персов с людей в 1962-м году на «упырей» в современных фильмах объясняется конкретным событием. В 1979-м году местное население выгнало американцев из Ирана и вернуло себе свою нефть. Теперь Иран причислен к планетарной «оси зла».
«В России зима и ночь»
Этот прием многим известен давно. В западных фильмах СССР и Россию нередко представляют в депрессивное время года и суток: зима и ночь. Страну показывают мрачным и унылым местом, где не светит солнце. Так формируют неприязнь на уровне подсознания.
Про стереотипы шутили в американском мультсериале «Гриффины»:
Сила пропаганды не в убедительности лжи, а в неожиданности обмана
Через кино создают образ стран в массовом сознании. Мы не ожидаем, что «случайные» демонстрации стран осознано делаются для «накачки» к ним отторжением. Неожиданным может быть и то, что в кино внушают и положительное, например, для управления туристическими потоками:
Думаю, доказано, что кинопроизводителей не интересует ни историчность, ни достоверность относительно реальности. Но многие зрители до сих пор этого не понимают: думают, например, что в кино показывают пьющих и курящих потому, что они есть в реальности. Но наоборот: это для того и проталкивают на экраны, чтобы люди подсаживались на яды.
Также и с историческими фильмами – их снимают «не просто так», всегда цель пропаганда. Главное понять, где она и какая.