Темнота вокруг.
Тепло и влажно.
Убаюкивающе.
Без-заботно, без-тревожно, без-опасно.
Хо-ро-шо.
Наверное, каждый ребёнок и каждое семечко ощущают нечто подобное.
В матке-земле, в тёмных недрах, питающих жизнью, дающих энергию для мощного импульса - родиться.
Родиться в мир новой жизнью, новой идеей, новым словом, проектом, новыми отношениями...
Но прежде - темнота вокруг.
Великая мать проявлена в нашей жизни архетипически, символически, внутри и снаружи, в отношениях с мамами, с близкими, в отношениях с собой, природой и миром.
Великая мать не умещается в рамки просто мамы. Это мощная энергия, течение которой циклично. И имя этим циклам «жизнь-смерть-жизнь».
Великая Мать знает, как наполняется жизнь и знает, как жизнь завершается. И вероятно, делится этими знаниями с теми, кто к ним готов.
С природой Великой матери мы встречаемся везде и всюду.
Встречаемся с ее Дающей силой и силой Разрушающей (поглощающей, ужасной или удерживающей).
Вспомните сказки с феями-крестными и злыми ведьмами, с благословляющими матерями и жестокими мачехами - сказочное пространство колоритно отражает принципы архетипа.
Эрих Нойманн говорит о двух проявлениях женского, воплощенного в Великой матери.
Элементарный тип, отражающий великое вместилище, великую землю-матку, стремящуюся удержать все в себе и на своих местах.
Трансформирующий тип, отражённый в динамичном комплексе, дающий импульс к изменениям и выходу за пределы великого вместилища.
И эти типы, эти процессы взаимоперетекаемы, естественны и связаны между собой.
Ярчайшим примером здесь являются процессы беременности и роды - ребёнок ровно столько будет находиться в удерживающем питательном пространстве, сколько ему потребуется для накопления силы импульса, ведущего за собой рождение или трансформацию.
В сказках мы наблюдаем те же события в более ярких декорациях, и архетип Великой Матери подчас предстаёт в своих полярных ипостасях. Снежная Королева удерживает Кая, Дюймовочка сидит в мышиной норе, Мертвая царевна положена в хрусталь гроба, Баба-Яга обещает зажарить и съесть...
Ужасная мать выходит на передний план, неся с собой смерть, разрушение, замирание, не-жизнь. Для того лишь, чтобы случилась трансформация.
В реальной жизни мы проживаем сепарацию, проживаем долго и часто.
Проживаем об родителей, об отношения с мужчинами/женщинами, об начальников и коллег, об друзей, об детей... Проживаем, чтобы повзрослеть.
Ощутить таки силу Поглощающей архетипической матери, стремящейся удержать все в своём кругу, ощутить жар ее печи, сырость и тяжесть земли, ощутить всю недвижимость и льдистость, чтобы смочь сделать шаг из круга - уйти с нелюбимой работы, переехать от родителей, сказать «нет», решиться на родительство, пойти в отношения, завершить роман, поменять цвет волос... Прорасти новой кожей, новыми мыслями, текстами, смыслами, новыми силами, осознаниями, чувствами, новыми тропами...
Чтобы потом, как бы ни вели эти жизненные тропы, вернуться.
Вернуться в жар печи или сырость земли.
Упасть в материнское лоно.
Свернуться калачиком.
И прорасти когда-нибудь по весне юным зелёным побегом...
P.S. Циклы жизнь-смерть-жизнь происходят внутри и снаружи в масштабах бескрайнего космоса и вполне себе обыденного путешествия на работу, и случающие между «жизнь» и «смерть» черточки - и есть громко звучащая трансформация. Для кого-то про своё место в мире, а для кого-то про осознанный подход к выбору транспорта в походе на работу.
Очень просто и очень сложно.
И Великая мама знает, насколько...
Автор статьи: Мария Хомякова - Психолог, арт-терапевт, действительный член Российской Арт-терапевтической ассоциации, специалист в области перинатальной психологии и сказкотерапии, преподаватель курса "Женские инициации".
#великая мать #трансформация #этапы жизни #психология жизни #психология женщин
Вам также может быть интересно:
- Твоя феминность. Что даст тебе её раскрытие?