Работы художника Кузьмы Петрова-Водкина сложно не узнать или не запомнить, его работа с формой и открытыми цветами просто поражает. Авангардная манера художника до сих пор завораживает зрителей всех возрастов. И не только их!
В поисках своего художественного языка думал ли Петров-Водкин, что произведет фурор своим открытием? Знал ли, что пробуди́т непростой характер художника Репина, ключевой фигуры реалистической живописи?
В 1910 году после заграничной поездки во Францию Петров-Водкин пишет картину «Сон» и выставляется с ней в Союзе русских художников. Это произведение получило огромный общественный резонанс, и разразилась нешуточная битва, правда на словах.
Какая реакция на политические события? Какие аллегорические смыслы? Содержание не волновало Репина, когда он писал гневное письмо в редакцию газеты «Биржевые ведомости», его повергла в шок форма! Он назвал Петрова-Водкина «неучем» и «безграмотным рабом», обратившимся к декадентству и подражающим Гогену, Матиссу, таким же недоучкам», как и он сам.
«Это не искусство! Это возмутительное безобразие неуча, сапожника, человечишки с рабьей душой!»
И попало не только автору, но еще и художнику и критику Александру Бенуа, который хоть и писал, что картина ему «чужда, но несомненно относится к наиболее значительным произведениям года». Водкина принялся защищать и Леон Бакст, оценивший «целостность и благородство формы» в картине, «строгость рисунка и композиции». Дисгармония цветового содержания и жесткая форма фигур (прорисованные контуры) в действительности способствуют целостному восприятию, вопреки всем недостаткам.
Сам Петров-Водкин назвал в газете «Речь» письмо Репина хулиганским и в целом пытался протестовать против художника. А потом и журнал «Апполон» раскритиковал его: «Дело — не в этом, а в том, что Репин, оставаясь даровитым художником, критик — „никакой“».
Вообще, Репин был тем еще бунтарем: его мысли и чувства были довольно переменчивыми. Например, в конце 1890-х он практически примкнул к мирискусникам, а потом разошелся с ними, да и еще Эдгара Дега назвал «безграмотным рекламистом». Такие противоположные оценки перестали удивлять публику.
«В ваших мудрствованиях об искусстве вы игнорируете русское, вы не признаете существования русской школы. Вы не знаете ее, как чужаки России. То ли дело болтать за европейцами: Давид, Делакруа, Болер, Зола, Рёскин, Уистлер; вечно пережевываете вы европейскую лавочку, достаточно устаревшую там и мало кому интересную у нас».
Споры о картине Петрова-Водкина не утихали полгода, и она, вне всяких сомнений, стала довольно обсуждаемой и известной. А толкований ее содержания — точно не одно и не два. Неожиданный и стилистический мир «Сна» поражает своим пустынным пейзажем, где нет ни намека на живое, и мертвенным сном юноши.
«Нынешний год с моей картиной „Сон“, сделавшей меня известным и в большой публике, — этот год вздернул меня совсем на дыбы, и теперь я чувствую себя за каждый будущий мазок ответственным больше, чем раньше».
Кстати сказать, Илья Репин уже в 1912 году заявит о Петрове-Водкине: «Талантище...», когда увидит картину, за которую (в том числе) художника называют пророком:
Понравилась история? Лайк и подписка станут поддержкой в развитии нашего канала☀️
#artemisiaживопись #живопись #искусство #культура #история #петров-водкин #репин #картины #художники