Нижний Новгород — город купеческий. И есть там места, где купечество как стиль жизни проявляется во всей красе. Одно из них — ресторан «Парк культуры», стоящий на Верхневолжской набережной геометрическим современным особняком, который с улицы кажется не очень большим, но внутри — размашистый.
Суть «Парка культуры» вкратце — современная роскошь высшего уровня, как её понимают в Нижнем. Точнее — как её понимает хозяин, Феликс Верховодов, в прошлом газпромовский начальник («12 лет жизни, 12 тысяч человек в подчинении») и владелец выксунского ликёро-водочного завода.
Ресторан кажется поэтому дорогой игрушкой для широкой души, но для Феликса это всё же реальный бизнес. «У меня есть друг, счастливый обладатель одного «Макдоналдса» в Москве. Он говорит: у нас правило — 1 миллион в день. Ну, мы как «Макдоналдс». У нас как бы тоже выручка миллион в день», — рассказывал он мне в прошлом году, когда я побывал в «Парке культуры».
Чудеса начинаются сразу у входа. В холле стоит винный шкаф, а в нём такие бутылки, которые по нынешним санкциям и в Россию уже не ввезти, потому что они стоят побольше, чем 300 евро. И тут же, рядом со шкафом, — огромные плюшевые медведи: а вот так, знай нижегородцев.
Когда же заходишь в ресторанный зал, ошалеваешь ещё больше. На потолке — обильные струистые люстры, изображающие как бы на нижегородской широте богатейшее северное сияние. Стена — вся как бы в современной разнообразной живописи, причём частично она продаётся, а частично как бы не вся помещается, поэтому её показывают и на экранах. И ещё как бы лес: множество растений внутри, а за большими панорамными окнами — зелёный-зелёный Александровский сад, один из главных парков Нижнего. И Волга в просветах деревьев.
Мало того, можно выйти наружу и попасть на веранду, откуда виды — в прямом смысле слова царские: Александровский сад разбили по приказу Николая Первого, чтобы облагородить неприглядные волжские склоны.
Не меньше, чем художественный интерьер ресторана и мишки в натуральную величину меня впечатлила кухня «Парка культуры» — в смысле кухня как производственное помещение. Мне её показали.
Мало какой ресторан в России (да что там — в мире) может похвастаться такой большой, просторной, светлой и с высоченными потолками кухней — да ещё и с окнами в парк.
И это только один этаж: ниже есть ещё заготовка с мойкой — такой же площади.
С проектировкой кухни, бизнес-моделью и меню «Парку культуры» помогали Константин Ивлев и Илья Благовещенский. Кто такой Ивлев, вы и так знаете, а Благовещенский — ростовский в прошлом шеф, переехавший в Москву, где у него был ресторан B.I.G.G.I.E.; потом он стал в Ivlev Group управляющим партнёром.
И в меню можно разглядеть не то чтобы ивлевскую или благовещенскую руку — а общий ивлевско-благовещенский дух. Еда в «Парке культуры» несколько старомодна; в том смысле, что выглядит так, как выглядела модная еда в Москве лет десять назад, с перебором в аранжировках. Но и в этом есть купеческий шик — тем более что еда эта вкусная. Как в те времена, когда и в Москве ценили яркий насыщенный вкус больше суперсовременной подачи.
С тех пор, как я побывал в ресторане, меню изменилось, но мои впечатления, думаю, объяснят общую картину.
Карпаччо из хорошей говядины с пышным декором, богатым на дополнительные вкусы. Блюменталевский фокус с плодом-обманкой фигурировал в виде творожного сыра, зажелированного в помидорный вид и поданного с помидорами настоящими. Хорошо растушенные телячьи щёки дополнены кремом из сельдерея, без особых затей. Сом — клариевый, из местного одного хозяйства, — с небольшой затеей: соусом кимчи.
И никогда не забуду, какой там был прекрасный судак с полбой. То есть судак был вполне себе обычный, неплохой, не более, — но вот полба! Я даже в блокноте себе так и записал: «Но полба!» Красиво распаренная, с вмешанным вкусным сыром: такую вообще можно подавать безо всего.
Десертное меню там меняется не так часто, все основные хиты, представленные на этой тарелке, вы сможете попробовать и сейчас.
Мусс из маракуйи в кокосовом шоколаде — кажется, что он будет ярко-ягодный, а он нежный. Лимон — это лимонный гель с кусочками цедры в оболочке из окрашенного белого шоколада: вкусно, но на любителя. Сметанный медовик сделан из карамельно-тёмных коржей, неплохо пропитанных, а сверху — здорово хрустящая крошка из них же. Фирменная «Сигара» сделана из крайне хорошего тёмного шоколада, внутри у неё — ванильный мусс и малиновый мармелад, сочетание очень продуманное.
Но самый бомбический десерт — это меренговый рулет с фисташками. Ради него одного можно не только прийти в «Парк Горького», но и приехать в Нижний: заказать себе его на веранде и не спеша съесть под шелест листвы и ветерок с вечерней Волги. Это сама нежность, и меренга даже не хрустит, настолько она пропитана вкусным кремом.
Столь же тщательную работу проводят в ресторане с алкоголем.
Во-первых, там отличные настойки с наливками (малиновая — как будто ешь спелую-спелую малину; вишнёвая — столь же вишнёва; крепкие ерофеич и зубровка аккуратны в исполнении, без спиртового хука в нос).
Во-вторых, там есть целый водочный V Bar, где кроме настоек — десятки водок со всего света, и есть даже «Органика», сделанная специально для «Парка культуры» в бутылке, которая светится синим огнём, — если нажать потайную кнопку на дне.
А в-третьих, там и коктейльная карта замысловатая: напитки сделаны по мотивам живописи известных мастеров разных эпох — есть и «Грачи прилетели», а есть и «Сын человеческий» в честь картины Магритта. И три коктейля сделаны в сотрудничестве с Нижегородским художественным музеем: так «Парк культуры» пропагандирует одну из главных достопримечательностей города.
Я один из этих коктейлей попробовал: «Римская остерия», по мотивам Карла Блоха: пахнет чаем и шоколадом, с приятной лёгкой горечью от амаро. И закусил сигарой.
«Парк культуры», Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, 10а, +78312151212.
_________________________________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.