Как обычно у нас на канале - много всякой интересной лингвистики, мифологии и литературы. Поехали =)
Началось всё с классического мифологического образа - великанов. Всякие-разные великаны встречаются, пожалуй, в любой мифологии, и совершенно неудивительно, что в мифологию Толкина они тоже пробрались - великаны "уванимор" состояли на службе у Моргота, великаны Нан и Гилим упоминаются в истории Лутиэн, великаны есть в хоббитских легендах, великаны перебрасываются скалами в "Хоббите", а из тела великана Тарланга образовался горный хребет с перевалом с говорящим названием "шея Тарланга" согласно гондорским легендам.
И внимательный читатель тут скажет: "Так, стоп. А куда они все делись-то? Ни в Сильмариллионе, ни во Властелине Колец никаких великанов нет".
А дело было так. Толкин очень сильно вдохновился парой древнеанглийских поэм - "Руины" и "Максимы" (это множественное число от латинского слова "Максима" - "главный принцип"). В них обоих речь шла про величественные строения, возведённые умелыми великанами древности. Особенно ему запала в душу фраза из "Максим": orþanc enta geweork - "работа хитроумных великанов".
Ну как, увидели знакомые слова? Да, они перекочевали в мир Толкина прямо отсюда: Ортанк, название башни Сарумана, на древнеанглийском означает "искусный, умелый", а "энт" - "великан". Сам же образ Айзенгарда напоминает менгиры Стоунхенджа - огромные камни, выложенные круглой стеной неведомыми мастерами прошлого (отголоски похожей идеи были и в образе Минас Тирит).
В общем, всё хорошо. Великаны в мире Средиземья есть и активно действуют. Но тут Толкин дошёл до Древоборода. Он безумно любил природу и вспоминал постановку Шекспира, где слова "оживший лес" означали всего-навсего большое количество скрывавшихся в этом лесу людей, которые все вместе пришли движение. И вот этот момент Толкина жутко разочаровал - он-то хотел увидеть настоящие ожившие деревья!
В общем, идея увидеть оживший лес назревала у Толкина давно, и когда он добрался до слов, что Гэндальф задержался, потому что был в плену у великана Древоборода - вот тут плотину прорвало. В случайном имени мелькнули столь любимые автором деревья, и Толкин сразу после этих слов написал, что, раз уж такое дело, то, может, сделать великана Древоборода не злым? Ну а буквально в следующем абзаце у великана появились листья, древесная кора, и, в целом образ того энта, который мы все знаем.
После этого великаны из творчества Толкина исчезли. Строительство Айзенгарда было передано нуменорцам, великаны-эттины (это скандинавская форма слова "энт") стали троллями (и даже плато "Эттенмурс" - "плато великанов" - получило новый перевод "плато троллей"), а всякие там Тарланги получили звание местной гондорской сказки.
В общем, великаны покинули мир Толкина, зато в реальном мире мы получили новую фантастическую расу оживших деревьев. Правда, слово "энт" обычно правообладатели литературного наследия Толкина использовать запрещают, но Тренты (treant = tree + ent, "древесный великан") из Dungeon's and Dragons, Heroes of Might and Magic, Warcraft и Dota 2, а также Грут из "Стражей Галактики" - всё это наследие любви одного английского профессора к природе и древним мифам.
#толкин #мифология #история #фэнтези #властелин колец