Найти тему

Моноколесо. Обучение 2/2.

Пишущий приветствует читающего!

Это вторая часть статьи про обучение катанию на моноколесе и посвящена она динамике.

В Сети немало инфы на этот счёт, но на мой взгляд, лучше Дениса Хагова эту тему никто не осветил, соответственно, очень рекомендую посмотреть его ролик.

В принципе, можно на этом уже закончить, но хотелось бы добавить кое-что от себя и в первую очередь это касается наработки реальных навыков, необходимых для безопасной езды в потоке пешеходов, а именно:

  1. Удержание колеса одной ногой.
  2. Медленная езда.
  3. "Змейка".
  4. Торможение.

Итак, приступим.

Удержание колеса одной ногой.

Навык является переходным между статикой и динамикой, то есть определяет начало движения. Вроде бы навык так себе, в конце концов, если ты хорошо чувствуешь колесо, то поправить ноги во время движения ("Топтыгин", на!) не проблема, но основное его назначение немного иного плана - удержание колеса в ожидании перехода перекрёстка.

Падаван очевидно знает, что перекрёстки необходимо преодолевать пешком по "зебре", ведя колесо рядом с собой за ручку. Но ты, как и я, будешь это правило регулярно нарушать, особенно если на светофоре собралась масса людей и для водителя твой выезд на "зебру" не является разрывом шаблона.

Очевидно, что бы не доставать эту вашу ручку - далеко не во всех моделях она сделана так удобно как в Inmotion 5V или 10V - ты удерживаешь колесо одной ногой в ожидании зелёного человечка, и всё вроде бы "ровно" но на многих перекрёстках проезжая часть немного ниже тротуара, а следовательно, имеется некоторый уклон, по котором колесо может скатится прямо в поток машин, доставляя окружающим массу лулзов.

Дабы не оказаться в таком незавидном положении и необходимо, читающий, нарабатывать навык удержания колеса одной ногой.

Для этого достаточно выполнять "Циркуль", как показано в ролике Хагова, или же просто, поставив одну ногу на педаль, а другую на землю, управляя колесом одной ногой, выполнять движения вперёд-назад - навык наработается быстро.

Медленная езда

Чрезвычайно важный навык, я бы даже сказал - базовый.

Читающий, ты должен понимать, что обустройство наших городов не приветствует эти ваши новшества - деды ходили по разбитым тротуарам, и ты ходи, падаван. Велодорожки, пронизывающие город подобно капиллярам? За этим - в европы, а у нас - как у нас.

Посему ситуация, когда слева от тебя бегут машины, справа изгвазданный, заплёванный окурками (культура!) газон, а по узкому, не более 1.5 метра тротуару идут две бабушки с авоськами или мамаша с коляской и мелкотой на самокате, или парень с наушниками и собакой на поводке - не редкость, а бытие, реально "доставляющее" свежих эмоций.

Именно тогда ты, падаван, поймёшь насколько важно уметь перемещаться со скоростью пешехода, удерживать равновесие и при необходимости быстро перейти в режим удержания колеса одной ногой.

Навык медленной езды нарабатывается практикой. Для этого необходимо, для начала освоить "Топтыгина", а затем, более-менее встав на колесо, как рассказывал Хагов, выехать в парк и найти там любую бабушку/дедушку/влюблённую парочку - короче кого угодно, лишь бы им, гуляющим по парку, до тебя дела не было.

Затем твоя задача проста - держаться на расстоянии и удерживать заданную дистанцию. Скажу сразу же - это не просто, но очень-очень полезно. Причём навык желательно нарабатывать именно на живых объектах, нежели на площадке - парк идеальное место для такого рода тренировок.

"Змейка"

Это про тренировочную площадку.

Ты же помнишь, падаван - обучение на моноколесе = тренировки? Так вот тебе полоса препятствий:

Змейку, ворота и вращения лучше всего "прокачивать" на подобной полосе.
Змейку, ворота и вращения лучше всего "прокачивать" на подобной полосе.

Всё просто:

  1. Приобретаешь мелкие конусы для роллеров.
  2. Расставляешь их, как показано на фото выше, или как тебе понравится.
  3. Исполняшь.

Расстояние между конусами сильно зависит от размеров/веса моноколеса и твоих навыков - здесь подбираешь индивидуально. Лично я отмерял три ступни.

Так же вместо конусов на воротах, можно поставить пластиковые бутылки, ибо конус невысокий и проскакивает под педалью колеса, а это не по фэншую.

Прохождение полосы, представленной на рисунке, начинаешь справа, делаешь "змейку", затем заезжаешь в ворота, затем делаешь сходящиеся, а потом расходящиеся вращения вокруг крайнего левого конуса, затем опять в ворота, "змейку" и на выход. Как-то так.

Очевидно, что можно и по-другому - как тебе, падаван, больше понравится, но, ИМХО, "змейка" должна быть по-любэ - это реально ЯЗЬ!, ибо учит управлять моноколесом именно как продолжением тела. Так же рекомендую поставить ворота - раскачивает навык глазомера, потому как задевание педалью жёстких препятствий во время движения гарантированно ведёт к падению с вращением - очень неприятной штуке.

При выполнении "змейки" особое внимание уделяй на поддержании правильного скоростного режима и дозированном торможении, для предотвращения вылета с траектории движения. Так же важно контролировать глазами конечную точку маршрута, то есть не смотреть под колесо и не бояться работать телом, а точнее нижней его частью.

Короче говоря - учись делать "змейку", она всё вытянет.

Торможение

Здесь, читающий всё не так просто, это вам не велик, мотоцикл или самокат - механические тормоза не поставишь, торможение идёт только за счёт двигателя.

Такое положение ведёт к двум очень важным проблемам:

  1. Длинный тормозной путь.
  2. Возможность возникновения воблинга при торможении.

По сему я бы рекомендовал тебе, падаван, на тренировочной площадке сделать несколько, не менее 10 заездов, с активным торможением, дабы почувствовать, как твоё колесо ведёт себя в такой ситуации.

При этом рекомендую тормозить перед газонным бордюром (поребриком) или иным видимым препятствием, которое позволит тебе определить реальное, действительное расстояние от начало торможения до объекта. Газонный бордюр - хорошо, ибо на газон падать мягче если что.

Тренируясь таким образом, ты сможешь оценить возможности экстренной остановки моноколеса и может даже поймаешь "воблу", что весьма полезно.

ВНИМАНИЕ!

Тренировками на торможение настоятельно рекомендую заниматься только будучи уверенным в своих навыках падений. Если не уверен - просто не гоняй!

В общем и целом вроде бы всё.

Про тренировки на моноколесе можно писать очень много, а про падения с него - ещё больше, но лучше просто пойти и потренироваться.

В завершении рекомендую, читающий, посмотреть вот этот ролик, а особенно обратить внимание на падение (1:59) - это реальный мастер и лично мне до него, ну никогда.

А тебе - желаю.

Ваш доброжелатель,

-2