5 минут на сбор / разогревающие упражнение
Чем отличаются мелкие продажи от крупных? Почему это такое важное отличие?
- решение сразу
- низкая стоимость ошибки, низкий риск
- возможность использовать рычаги влияния, в том числе манипуляции
- более высокая роль эмоций
- нет нескольких стадий при заключении сделки
- в крупных продажах решение принимают в отсутствие продавца
- большие сделки предполагают продолжительные отношения с продавцом
Вопросы — это главное слово методологии СПИН. Правильные вопросы, заданные в правильной последовательности, способны творить чудеса в крупных продажа.
1. Почему СПИН — это методология, которой можно доверять:
- На основе данных
- Проверенная временем. Уверен, что повлияла на развитие Customer Development. В основе принципов развития клиентов для стартап-методологии
- Классическая для IT-компаний
- Интуитивно с этим легко согласиться
- Если проанализировать личные крупнейшие "большие" успехи, особенно в продажах, то они наверняка будут связаны с умением задавать правильные грамотные вопросы
2. СПИН позволяет расставить правильные акценты при проведении встречи и осмысленно вести встречу:
2.1. Этапы встречи:
- начало
- ! исследование! акцент здесь
- демонстрация возможностей
- получение обязательств
2.2. Сконцентрироваться на выгодах клиента
Выгоды — это НЕ характеристики, и НЕ преимущества.
Характеристики — описывают свойства продукта.
Преимущества — описывают как продукт или услуга может помочь покупателю
Выгоды — показывает как продукт/услуга удовлетворяют явные потребности, высказанные покупателем
Важно, если влияние характеристик и преимуществ на сделку всегда низкое в крупных продажах, то влияние выгод изначально высокое, но быстро снижается.
3. СПИН учитывает уравнение ценности
Позволяет развить потребность клиента и ценность решения, при котором клиент решиться на действия
4. СПИН позволяет преодолеть предубеждения о том, что основное в продажах это:
— умение закрывать сделку;
— работать с возражениями;
— удачно начать встречу
4.1. Техники закрытия сделки оказывают негативное влияние в крупных продажах
4.2. Чем больше возражений, тем ниже вероятность заключения сделки. Возражения надо не преодолевать, а предотвращать.
4.3. Удачно начать встречу с точки зрения статистики в крупных продажах — это максимально быстро перейти к фазе исследования.
5. Понимание важности отличия Прогресса и Отсрочки по сделке
Центр методологии:
Вопросы:
1. Вопросы заставляют покупателя говорить.
2. Вопросы контролируют внимание.
3. Убеждают вопросы, а не объяснения
4. Вопросы раскрывают потребности
Задавайте вопросы!
Модель СПИН
Модель СПИН, выявляющая и развивающая потребности, состоит из четырех типов вопросов:
1. Ситуационные вопросы: о фактах, общих положениях и текущей ситуации у покупателя. Слишком большое количество ситуационных вопросов может раздражать покупателя. Исследование показывает, что успешные продавцы задают их в умеренном количестве, причем каждый вопрос имеет свою цель.
2. Проблемные вопросы: о проблемах покупателя, трудностях или недовольстве. Проблемные вопросы тесно связаны с успехом небольших продаж и менее эффективны в случае крупных сделок.
3. Извлекающие вопросы: о серьезности или последствиях проблем покупателя. Способность представить последствия является важнейшим навыком в крупной продаже, ибо она увеличивает восприятие покупателем ценности решения, которое вы предлагаете.
4. Направляющие вопросы: о ценности, полезности или практичности, которые покупатель воспринимает в предлагаемом решении. Как и извлекающие, направляющие вопросы тесно связаны с успехом крупных продаж.
Формирование восприятия ценности – возможно, единственный важнейший навык для осуществления крупных продаж.
Продавец пользуется направляющими вопросами, чтобы побудить покупателя описать выгоды. При этом было достигнуто несколько целей:
1. Внимание покупателя теперь фокусируется на результатах решения, а не на подробной информации о продукте.
Не стоит ждать от покупателей знания о вашем продукте в объеме, достаточном для того, чтобы убедительно представить его другим людям. Однако вы можете рассчитывать на понимание ими собственных проблем и потребностей. Направляющие вопросы исследуют ту область, в которой покупатели разбираются лучше всего – их собственный бизнес, и возможность ее улучшить посредством предлагаемого вами решения. Покупатели, разговаривая с сотрудниками своей компании, вступают в область потребностей, а не продукта, и в этом случае они будут наиболее убедительными и полезными для вас с точки зрения усилий по продвижению продажи.
2. Покупатель разъясняет продавцу выгоды и преимущества, а не наоборот. Если вы сумеете заставить покупателя разъяснить вам ценность вашего же решения, это станет отличной практикой, потому что потом ему придется делать то же самое для других людей в своей компании. Репетиция с активным участием заказчика, который описывает вам преимущества продукта, – наилучший вариант встречи, в отличие от ситуации пассивного прослушивания им той же информации из ваших уст.
3. Энтузиазм и доверие покупателя растут, если он чувствует, что его идеи становятся частью решения.
Что взять с собой по ИТОГАМ:
Когда вы встретитесь с потенциальным клиентом в "большой" продаже:
- Какие вопросы я задам?
- Как я буду концентрироваться на исследовании потребностей клиента?
- Я понял, какие скрытые потребности надо развить?
- Я понял, какие выгоды есть для этого клиента?
- Я дал возможность клиенту проговорить эти выгоды?
Примечание
В оригинале SPIN – аббревиатура четырех слов-вопросов: situation, problem, implication, need-payof questions.