Черт с ним, с бизнесом. Давайте беспокоиться о деньгах у нас на кармане.
Ситуация с личными финансами – намного ближе, роднее и печальнее, чем кейсы успеха CocaCola. Согласно свежим социологическим исследованиям, в России у 64% населения сбережений нет вообще, а прожить больше полугода на своих накоплениях могут лишь 13%.
Плохо не только нам. В Великобритании затраты в последнюю неделю до получения зарплаты снижаются на 18%. Примерно 30% населения хотя бы раз прибегали к моментальным займам с космическими процентами. По прикидкам Шиллера и Акерлофа каждый пятый гражданин США хотя бы раз в течение жизни переживал банкротство.
В общем – к кризисам мы готовы слабовато. Хотя обычно контролируем почти все свои расходы. Однако дыру в бюджете чаще всего пробивают две психологических ошибки.
Во-первых, мы знаем тиранозавра и диплодока, а вовсе не названия мелких динозавров. Точнее - фиксируемся на большом. При покупке машины стараемся вести себя разумно. А в супермаркете суем в тележку что ни попадя. На мелких деньгах – хоть они у каждого свои – мозг расслабляется.
Во-вторых, существуют события, когда считается неприличным даже думать о деньгах. Самые яркие примеры - желание хорошо отметить свадьбу, день рождения ребенка, выложиться по полной на отпуск.
В результате наш бюджет либо истекает сотнями маленьких, исчезающих из памяти ручейков, либо подкашивается разовой эмоциональной покупкой, сделанной по принципу «это другое».
Если экономить на мелких и импульсивных покупках – станут доступны крупные и по-настоящему желанные.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты