Бывает так, что географическая точка приобретает стойкие ассоциативные связи с каким-либо музыкальным явлением. Сан-Франциско - это хиппи, Ливерпуль - мерси-бит и The Beatles, Бирмингем - метал.
Даже в Советском Союзе есть такое явление как сибирский панк, привязанное к территории, но не исчерпывающееся этой связью.
Есть такая точка и на территории современной Германии - город Дюссельдорф, вокруг которого строит свою книгу Электро-Сити бывший участник группы Die Krupps Рюдигер Эш.
Эберхард Кранеманн (музыкант, играл с Kraftwerk и Neu!):
Дюссельдорф был центром музыкальной вселенной, однако большинство людей об этом не знало. Даже мы, приложившие к этому руку об этом не догадывались. Мы осознали это лишь задним числом, в то время как такие люди, как Ино и Боуи, поняли сразу. Они сразу разглядели, что здесь - колыбель электронной музыки, что Дюссельдорф - город, где родилась эта музыка. Именно дюссельдорфцы начали делать электронную музыку. Поэтому этот город и называют электронным городом. Электросити.
Почему же именно Дюссельдорф? Здесь стоит обратить внимание на тот отрезок времени, когда происходит становление немецкой электронной музыки.
Эш в заглавии книги обозначает период с 1970 по 1986 годы, но корни немецкого электронного саунда уходят в конец 60-х, когда зародился такой жанр как краут-рок. Термин шовинистический, но он прижился.
В музыкальном мире, в том числе в ФРГ, господствовали англичане американцы, поэтому артисты послевоенной Германии кроили себя по лекалам сначала американской эстрады, а после - бит- и рок-групп, что безусловно было вторично по отношению к оригиналу.
Но стремление к национальной идентичности, по крайней мере в части музыки, было не чуждо послевоенному поколению.
Михаэль Ротер (гитарист, сооснователь группы Neu!):
Как гитарист я всегда стрмился быть независимым от англо-американсеих влияний, но, без сомнений, Хендрикс, Клэптом и Джефф Бек - великие мастера гитары.
Так зародилась cosmic music, смесь прогрессивного рока, джаза и психоделии, но если в обозначенных жанрах доминировал принцип варева, как не вспомнить Майлса Дэйвиса с его Bithes Brew, в котором всё именно бурлило, то космическая музыка базировалась на холодной атмосфере космоса и технических новшествах, представленных в научной-фантастике, чему немало способствовала шедшая в те времена космическая гонка.
Космос ассоциировался не только с холодными бескрайними просторами, но и с технологиями будущего, олицетворением которых стал синтезатор.
Вольфганг Зайдель (участник Kluster):
Kraftwerk и ранние Klaster делали не столько электронную, сколько электроакустическую музыку, то есть, используя несколько усилителей, они приклеивали контактные микрофоны ко всему, что издавало естественные звуки. Ни о каких синтезаторах тогда ещё никто не заикался. Первые настоящие синтезаторы, ставшие доступными для музыкантов андерграунда, выпускались английской компанией EMS. Синтезатор EMS был у Pink Floyd, позднее такой же появился у Tangerine Dream.
Именно синтезатор стал тем звеном, которого не хватало для полноценности электронной музыки, как самостоятельного явления.
Райнер Цике (режиссёр, монтажёр):
Синтезатор как музыкальный инструмент обеспечил наконец возможность работать с электронно генерируемыми звуками, а не только со звуками акустических инструментов, подвергнутыми электронной обработке. А ещё - долгожданную возможность противопоставить собственное, самобытное творчество американо-британскому рок-н-роллу.
То было фантастическое время. Появившиеся в продаже синтезаторы вдохновляли молодых музыкантов на поиски новых путей в музыке. Теперь не требовалось ни музыкальное образование, ни исполнительское мастерство, любознательность дилетанта с лихвой всё компенсировала.
Бернд Кайю (писатель):
Стремление создать что-нибудь своё, сказать своё слово поддерживалась в нас духом времени, так как в обычных обстоятельствах - таких, как сегодня - наша идея изменить мир с помощью страбоскопических вспышек и психоделических световых шоу выглядела бы полным вздором, чем-то абсолютно оторванным от реальности. Но тогдашняя реальность ещё допускала подобные безумства. Так что вряд ли можно считать совпадением, что именно в то время в Дюссельдорфе закипел этот первичный бульон электронной поп-музыки.
Если обозначить какие-либо коллективы или конкретные имена, то на ум приходят группы Neu!, Claster, Kraftwer, Клаус Дингер и Конни Планк.
Neu! - идеальный краут-роковый дуэт, если вы хотите услышать краут-рок во всём его великолепии, то дебютный альбом Neu! идеален.
Kraftwerk - икона электронной музыки, группа, которая задала электронной музыке ритмически и, как следствие, поп-ориентированный вектор, выведя новый жанр в мейнстрим.
О Kraftwerk на канале есть отдельная статья:
Cluster - экспериментальная электроника, не приветствующая поп-стандарты.
Юрген Энглер (сооснователь Die Krupps):
Cluster и ранние Popol Vuh - вот настоящие электронные группы. Лично я считаю Cluster одной ил лучших из когда-либо существовавших электронных групп. Их первые три долгоиграющих диска просто гениальны, они представляют собой огромный шаг, даже скачок в эволюции.
Брайан Ино в свою очередь поделился новым открытием с Дэвидом Боуи, который, находясь в творческом кризисе, отправился в Берлин, где и создал свою "Берлинскую трилогию", а Ино выпустил эталонный эмбиентный альбом, дав наименование всеми жанру - Ambient 1: Music for Airport (1978), а менее чем через год в Англии начала набирать силу Новая волна.
Расти Иган (диджей, барабанщик группы Rich Kids):
Все английские группы, которые в последствии начали играть электронную музыку, испытали на себе сильнейшее влияние немецких групп. Soft Cell, OMD, The Human League, Heaven 17, Depeche Mode, Yazoo, Eurythmics, Visage - мы все были помешаны на немецкой музыке, особено на Kraftwerk. А потом мы открыли для себяб Михаэля Ротера, Вольфганга Рихмана и La Düsseldorf.
Клаус Дингер вместе с Михаэлем Роттером стоял у истоков Neu!, а после работал с коллективом La Düsseldorf и засветился на самом первом альбоме Kraftwerk.
Конни Планк стал самым именитым продюсером с жанре, на его счету работы с Kraftwerk, Neu!, Cluster, Harmonia, Ash Ra Tempel, Хольгером Шукаем из Can и Guru Guru.
Но не стоит рассматривать книгу Эша, как истории отдельных лиц или коллективов.
Вольфганг Флюр отметил, что Эш - первый, кто отважился отправиться в путь по этим разветвлённым, порой запутанным следам. Он задокументировал историю электронной музыки от её рождения в 1970 году до завершения аналоговой фазы в 1986-м. В этай книге не описываются судьбы отдельных групп, в ней скорее инсценируется история города в форме многоголосного канона. Поэтому вполне логично, что здесь звучат голоса тех, кто творил и прожиав эту историю. И конечно это признание в любви Дюссельдорфу, как от тех, кто жил в нём в то время и создавал новую музыку, так и тех чьи жизни эта музыка изменила.
Энди Маккласки (основатель группы OMD):
Я мало что смыслил в истоках и истории, но я серьёзно заинтересовался немецкой музыкой. Дюссельдорф был Меккой электронной музыки., Святым Граалем. Мы снимаем перед тобой шляпу, Дюссельдорф.