Сколько сословий было в России - на этот вопрос не всякий русский министр ответил бы, никуда не заглядывая. А иные полагали, что их только два - деспоты и рабы. Где же "средний класс"?
Те, кого по положению и достаткам можно было отнести к среднему классу (опоре всякого устойчивого государства), составляли... около двух процентов населения. Купечество. Место обитания этого редкого вида - несколько торговых городов на Волге. Кострома, Ярославль, Нижний... да ещё Петербург и Москва. Целый отдельный, неизвестный "чистой" публике мир - Замоскворечье.
"Колумбом Замоскворечья" современники назовут великого драматурга Александра Островского.
Здесь на календаре 7441 год от Сотворения мира, здесь предания и традиции, о сути и смысле которых уже никто не помнит, просто "исстари так повелось". Здесь живут за высокими заборами - границами, а семья - государство в государстве. Абсолютная монархия. Здесь почитается вздором всё, что не приносит денег, а вместе с ними и престижа. Это тёмное царство, старообрядческая оппозиция, диссидентство, зовущее не в будущее, а куда-то в допетровское прошлое - и станет коллективным героем великого драматурга.
В реальности всё же тьма не была столь беспросветной, если здесь, в самом центре Замоскворечья, жила семья, не совсем типичная. Отец будущего писателя Николай Фёдорович, священник по образованию, отказался от духовной карьеры, и принял место в суде. Стряпчий. Делопроизводитель. Служил хорошо, удалось получить за выслугу личное дворянство. И никого не возмущало то, что детям он даёт образование вполне светское. И то, что в доме обширная библиотека. И даже то, что после смерти матери писателя Любови Ивановны отец женился на ... иноверке. Протестантке.
Эмилия фон Тессин, шведская баронесса, стала детям замечательной мачехой - сама обучала их языкам, полностью взяв на себя заботы об их образовании.
Гимназия была окончена Александром благополучно, а вот университет - нет, внезапно ушёл с третьего курса. Скучно было на юридическом факультете, руки сами тянулись к перу - в своём призвании Александр уже не сомневался.
Отец был практичным. Против писательства не возражал, но это - не карьера, не положение, не деньги, наконец. В часы, свободные от службы - пиши, но кормить должна служба. Николай Фёдорович и сына устроил в суд - на маленькую должность канцеляриста.
Самое первое произведение Островского "Записки замоскворецкого жителя" - юмористический монолог о "неведомой стране Замоскворечье, о происхождении названия которой спорят, но не могут решить, не от слова ли "скворец"? Географический и этнографический очерк этой "страны" - и рассказ о самом типическом её аборигене Иване Ерофеевиче - это читалось вслух, и произвело на слушателей впечатление хорошей комедии. Это же... для сцены!
И уже следующая вещь была написана для сцены - пьеса "Свои люди - сочтёмся".
Купеческой дочке Липочке "уж замуж невтерпёж", но муж нужен ей только из благородных. Папеньке - купцу Большову - нужен богатый, а маменьке - старообрядец, "чтобы лоб крестил по-старинному".
Своевольная Липочка уже нашла себе дворянина, и дело идёт к свадьбе, но - он же на деньгах женится, а как это дочери доказать?!
И Большов объявляет себя банкротом - все деньги он переводит на приказчика Подхалюзина. Под честное слово.
Благородный жених исчез, а Липочка (не пропадать же свадебному платью), повздыхав о несбывшемся, выходит замуж за внезапно разбогатевшего Подхалюзина. С условием, что жить будут отдельно - и по моде.
Всё, перехитрил купец сам себя! От дочери и зятя он теперь копейки не увидит. Долговая тюрьма? Что же им, в ситчик из-за этого переодеться, с шелками распрощаться?
Пьеса была запрещена к постановке. Это ли не самая лучшая реклама начинающему автору?!
Однако драматурга слегка смутило замечание слушателей о том, что у него царство уродов, не на ком и глазу отдохнуть. Нужны же и хорошие, светлые люди - хоть для контраста?
И в пьесе "Не в свои сани не садись" Островский обыграет буквально тот же сюжет - но здесь все его герои вполне симпатичны.
Благородный аристократ, промотавшийся офицер Вихорев решает поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочке. Простодушная Авдотьюшка искренне считает, что дворянин - это как счастливый лотерейный билет.
Но папаша Русаков, ясно видя намерения этого дворянина, подыскал дочке жениха своего круга - Ивана.
Объявил Русаков себя банкротом - и "благородие" испарилось бесследно. Только прежде уговорил Авдотью бежать с ним и тайком обвенчаться - а перед венчанием и сбежал на поиски невесты побогаче.
Дочь, "опозорившую семью", встречают, как преступницу, но Иван не отступился - женился. Не "благородный" какой - нибудь!
Аристократишка симпатичным не получился, но остальные - положительны вполне. Только все равно ведь "условно-положительны", об идеальности смешно говорить. А есть ли в этой действительности люди идеальные?
"Бедность - не порок" - единственная пьеса, в которой Островский находит ростки будущего.
Приказчик Митя служит у богатого купца. Он, что называется, принят в семье, может ходить в хозяйские комнаты, его приглашают к обеду - но всё равно косятся, что неважно одет. Как будто не знают, что на своё скромное жалование он кормит мать! И в ком может встретить сочувствие его любовь к хозяйской дочке Любе? Отец - купец хочет выдать её замуж всё равно за кого, лишь бы - в Москву!
Под кипой счетов и расписок у Мити томик стихов Кольцова. Тоже ведь был купцом - а какие стихи! Пусть над Митиными мечтами об образовании смеются - он и сам пробует свои силы, рифмует. И ухитряется тайком вручить свои стихи Любе. Она поняла правильно! И даже ответ написала, "только не стихами, а так просто"... Любит!
А вокруг обычная купеческая жизнь - торговля, загулы, ряженые, скучающая хозяйка, московский жених со своим бриллиантовым перстнем...
Воля отца - закон, и Люба согласна венчаться с Коршуновым. Пусть век маяться - но честно, по закону, чтобы никто ничего сказать не мог! И срывается эта свадьба в последний момент не благодаря плутням и интригам, а просто потому, что купцы между собой - как пауки в банке. Конкуренты припомнили друг другу все грехи, и самым хищным оказался Коршунов, пожилой жених!
Вот момент объясниться с отцом! Митя и Люба получают благословение, пусть даже пополам со вздохами: "Беден, не ровня! Ну да бедность - не порок".
Славные они, эти Митя и Люба, милые. Но разве не было в реальности таких вот хороших, дружных пар? А как они могут изменить вековечное "тёмное царство"?
Никак.
(продолжение здесь:
Ещё статьи о "школьной" классике здесь: