СССР, начало испытаний – 1943 г.
С.Г. Мороз
Сегодня мы посмотрим на боевую машину, которую нельзя назвать редкой и уникальной, наоборот – это классика самоходной артиллерии, отслужившая в Советской Армии без малого сорок лет и теперь сохраненная во многих музеях и на памятниках. Родилась она в 1943-м – в год коренного перелома в Великой Отечественной войне и вклад свой в Победу внесла, а потом служила долгие годы верой и правдой до 1981 года в войсках, а в народном хозяйстве ее шасси использовалось и того дольше. У нас «последней битвой» таких спецмашин оказалась ликвидация последствий жуткой катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986-м…
Начнем наш смотр самоходкам ИСУ-152 с машины, выставленной в Музее Великой Отечественной войны в Киеве. Она и на старой его площадке была «зажата» другими танками и САУ, и на новой, увы, сбоку было не подойти, и несколько кадров я сделал, как говорят фотографы, анфас, плюс отдельные детали. Зато в Киеве хорошо видна конструкция литой лобовой части корпуса – как я понял из популярных источников, характерная для серийных изделий в их изначальном своем виде.
Созданная под руководством Ж.Я. Котина и Г.Н. Москвина по требованию фронта в преддверии планировавшихся крупных наступательных операций тяжелая самоходка использовала шасси танка ИС и сохранила обычную в то время простую рубочную компоновку. Но от предшественников ее отличало более мощное бронирование.
Читая споры участников различных форумов относительно главного предназначения этой САУ (одни стоят за борьбу с танками, другие – за уничтожение укреплений), думаю, что каждый прав со своей колокольни. Обе эти задачи ИСУ-152 были по силам – главное, правильно построить маневр и выйти на огневую, а это уже не только возможности техники, но и знания и умения командира и экипажей. Причем глядя на самоходку, кажется, что она-то не подведет – в умелых руках.
Оборотной стороной достоинств рубочной компоновки является сравнительная узость наводки по азимуту. Но на мой вопрос как же тут быть, ветераны в один голос отвечали: ИСУ-152 – оружие наступления, мы сами выбирали, куда и когда стрелять!
Быстрому внедрению нового проекта в производство способствовала широкая унификация шасси с танком ИС – впрочем, я не утверждаю, что оно было один к одному. Например, в некоторых источниках сказано и о заимствовании некоторых узлов из чертежей опытной машины ИС-152.
По воспоминаниям ветеранов (особенно, сравнительно молодых, кто служил на этой технике в 1970-х и мог сравнить ее в эксплуатации с более новыми образцами) освоение «сто пятьдесят второй» было делом несложным даже для солдат-срочников с солнечного Юга. «Железо» было надежным, но силенок требовало. Поговаривали, что если в танкисты брали призывников малорослых, то в самоходчики – наоборот.
Главным, а поначалу единственным вооружением ИСУ-152 стала гаубица-пушка МЛ-20С – очень мощное орудие, способное вести огонь как прямой наводкой, так и навесной. Калибр ее отражен в обозначении САУ, но некоторые специалисты уточняют – 152,4 мм или ровно шесть дюймов.
Как справедливо сказано в исторической литературе, орудие МЛ-20С самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 теоретически могло стрелять теми же снарядами, и использовать те же заряды, что и его буксируемый вариант. Но по тем же источникам, вполне подтверждаемым личными беседами со служивыми людьми, обычно использовались один тип снаряда бронебойного и один тип фугасного, бетонобойный был боеприпасом «праздничным», а остальные они видели лишь в теории.
Я удивленно спросил: а как же ДОТы крушить, матушке-пехоте дорожку стелить? На что мне было отвечено, что в поле или в городе на любую огневую точку (а чаще всего, она была дерево-земляной – ДЗОТ) почти всегда и обычного «фугаса» хватает, а вот под Кенигсбергом – там да, «бетонобой» завезли. «Молодежь» призыва 1970-х вспоминала примерно то же, уточняя, что в большинстве тактических ситуаций осколочно-фугасный снаряд считался предпочтительным.
Окинем напоследок взглядом самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152 в Музее Великой Отечественной войны в Киеве и отправимся дальше – вперед, на Запад, во Францию в Музей ММ-Парк в городке Ванзено у Страсбурга на востоке Франции, в Эльзасе. Там тоже такая машина есть, но чуть отличающаяся от «киевской».
В «мой» дождливый день в Военном музее ММ-Парк в Ванзено народу оказалось довольно много, однако продуманная компоновка экспозиции и щедро выделенное место с возможностью съемки с трех сторон позволило отснять машину без помех. И даже с правого борта можно многое увидеть, если взглянуть на советскую САУ из-за других экспонатов.
Носовая часть корпуса ИСУ-152 в Музее ММ-Парк уже сварная из двух катанных бронеплит – это изделие позднего выпуска.
Самоходки этого типа служили не только в Советской Армии, но и передавались союзникам СССР. В Музей ММ-Парк в Ванзено, например, ИСУ-152 попала из Войска Польского.
Маска орудия на экспонате музея ММ-Парк такая же, как и на «киевском» – без наварки дополнительной плиты в верхней части, но он значительно отличается в «мелочах», например, установкой ящиков для запчастей, принадлежностей и прочего возимого с собой имущества, крюков и фар.
Я прочел в популярных источниках, что в ходе послевоенных модернизаций САУ этого типа получали инфракрасные прожекторы и приборы ночного видения. Увы, я недостаточно глубоко разбираюсь в этом последнем виде оборудования и если я что неправильно опознал на следующем снимке, буду благодарен за исправления сведущих товарищей.
Во многих источниках сказано, что самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152 в Красной Армии в обиходе называли «Зверобой». Действительно, ни «Тигр», ни «Пантера» не могли выдержать удар ее тяжелого шестидюймового снаряда, однако когда я сказал об этом одному ветерану войны, тот спокойно меня поправил. По его утверждению, «Зверобоем» величали СУ-100, на которой служил он, а для ИСУ-152 даже названия не придумали. Я спросил, как же так, а он ответил, что когда эту штуку первый раз видишь, рот автоматически открывается от удивления и больше уже не закрывается, так что даже сказать ничего не можешь. Ну что же, у меня тоже было именно такое первое впечатление.
Перейдя границы СССР, Красной Армии все чаще приходилось действовать в городах и просто узких местах, которых в Европе полно, да и немецкая авиация оставалась все так же опасной для бронетехники, как в сорок первом. Но лишь в 1945 году был решен давно назревший вопрос дополнительного вооружения САУ ИСУ-152 пулеметом на башне, которым можно было бы отбиться от засевших в подворотне «фаустников» и от штурмовиков в небе или хотя бы спугнуть их. Если вовремя заметишь, конечно. А уж чтоб бить их наверняка, нужен крупный калибр!
По этому разумению, на крышу рубки производимых и модернизируемых самоходок стали ставить пулемет ДШК –мощный и дальнобойный.
Тяжелая техника в Военном музее MM Park в Ванзено в основном стоит в комфортном помещении и там ничего не мешает держать ее люки открытыми, что бывает интересно посетителям. Даже если туда нельзя заглянуть, можно, например, оценить толщину брони.
Достоинством музея ММ-Парк является то, что рядом со многими образцами самоходной техники выставлены их двигатели. Так сделано и в отношении ИСУ-152.
Топливо (соляра) размещалось как в трех внутренних, так и в четырех, пяти или в шести внешних баках. Применение наружных баков бочкообразной формы в то время стало обычным делом на советской бронетехнике. Конечно, плохо, что такой бак не защищен броней, но одно дело, когда горит он снаружи и совсем другое – пожар внутри корпуса.
Теперь займемся осмотром ходовой части и бортов корпуса над опорными катками.
Посмотрим на прощанье на самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152 в Военном музее MM Park в городке Ванзено во французском Эльзасе и развернемся на восток – такая машина есть и в Ульяновске.
Самоходка ИСУ-152 в Ульяновске выставлена в музее под открытым небом, в который может попасть любой посетитель местного Парка Победы. Хотя там она не совсем комплектная (не хватает пулемета ДШК и некоторых «мелких» деталей), но она конструктивно отличается от тех машин, что можно увидеть в Киеве или в Ванзено, чем и оказалась для меня интересна.
«Ульяновская» самоходка ИСУ-152 стоит удобно – к ней можно подойти со всех сторон, а положение солнца по счастливому стечению обстоятельств благоприятствовало съемке с правого борта, который в Военном музее ММ-Парк все же просматривается не идеально.
Хотя на «ульяновской» САУ не все положенное боевой машине сохранилось до наших дней, зато есть кое-что, чего не хватает экспонату из Военного музея ММ-Парк в Ванзено. Например, там остались ложементы, как я думал, для задних баков. Однако читатель Сергей Рябцев (см. его комментарий внизу) поправляет меня - не баков, а больших дымовых шашек! Также он указывает, что все представленные на этих снимках машины проходили послевоенную доработку, когда эти устройства и поставили.
Что бросается в глаза уже при беглом взгляде на ту самоходку, что стоит в Ульяновске в отличие от двух других, так это дополнительная бронеплита над маской пушки и чуть более широкие гусеницы с отверстиями в траках – если я правильно понял, для установки тех самых дополнительных пластин для езды по мягким грунтам. В популярных источниках я прочел, что это признак модификации ИСУ-152К, которая имела значительное число других даже более важных, но не столь заметных моему неопытному взгляду или вообще невидимых снаружи отличий – мотор В-54, увеличенный боекомплект, новые прицелы и многое другое.
На этом наш осмотр самоходных артиллерийских установок ИСУ-152 мы заканчиваем, взглянем напоследок на выставленную в ульяновском парке победы машину и пойдем дальше смотреть другие образцы техники
Послесловие не в тему: а теперь я как обычно предлагаю Вам, уважаемый читатель, переключить свое внимание и открыть замечательный канал Кот-ученый. Там каждый найдет то, что он ищет – разумное, доброе, вечное. Ну и, конечно, интересное!