В 2005 году эти ворота стали символом 750-летия города. Хотя, казалось бы, новьё, пусть Королевские ворота и выглядят свидетельством веков.
Но все по порядку.
Королевские ворота были заложены в 1843 году, а достроены в 1850. Да, середина XIX века — совсем новенькие. Но не надо думать, будто до этого у Кёнигсберга ворот не было — были, конечно, просто предшественников этих ворот снесли. Дважды.
И вот — середина XIX века, в Европе царит мода на Средневековье. Правда, историки и архитекторы Средневековье и его периоды определяют еще весьма приблизительно — плюс-минус лапоть. Ах, простите, не лапоть, а пулен. Но мода есть мода — то тут, то там появляются псевдосредневековые постройки с изображениями рыцарей. Об одной из таких построек я уже рассказывала.
Вот и король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV решил строить ворота именно в стиле прошлых веков.
Строительством руководил генерал Людвиг фон Астер, фасады скорее всего проектировал королевский архитектор Август Штюлер, автором скульптур был Вильгельм Людвиг Штюрмер. Да, потому что без скульптур тоже не обошлось — и это были не простые фигуры рыцарей. Король выбирал их со смыслом, потому что это были:
- чешский король Пржемысл II Отакар (ок. 1230-1278), который помогал возводить город в XIII веке,
- первый король Пруссии Фридрих I (1657-1713), который положил начало Янтарной комнате (правда, для его потомка значение имело не это, а то, что с него пошло прусское королевство),
- и герцог Альбрехт Бранденбургский (1490-1568), последний магистр Тевтонского ордена, основатель светского государства тогда еще герцогства Пруссия.
Как видите, символика была проста и понятна.
И при этом ворота были вполне реальными укреплениями города, как и примыкающие к ним земляные валы — все серьезно, можете полюбоваться.
Принято говорить, что Королевские ворота — это образец стиля неоготики.
Правда что ли?
Посмотрите на изображение ворот и на фотографию ниже. Похожи, правда? Только вот ниже никакая не готика, это вполне себе ренессансный дворец Генриха VIII Тюдора.
А еще ниже — английский дворец уже XIX века в стиле неотюдор или псевдо-тюдор.
Этот тюдоровский стиль был до ужаса популярен в XIX веке, вот им строители явно и руководствовались, возводя Королевские ворота.
Если же говорить о готике, так ее стоит искать в других воротах Кёнигсберга — Бранденбургских. И, кстати, это единственные ворота города, под которыми до сих пор ходит транспорт.
Итак, все ворота и валы города имели оборонительное значение, но... это же XIX век. Техника, в том числе и военная, стремительно шагала вперед. Ворота были построены в середине века, а уже к концу века все эти укрепления полностью утратили свое значение. И потому они были переданы городу — делайте, мол, с ними, что хотите.
И город начал делать...
Прежде всего, город начал избавляться от земляных валов — мешают! Пропускная способность ворот была невелика, значит, ездить надо было в объезд, а тут валы — срыть!
Срыли... И в объезд Королевских ворот поехали трамваи...
Но не всем воротам так повезло, так что здесь начинается первая загадка.
Сейчас ворот 7, но по разным оценкам их было то ли 10, то ли 12. Дело в том, что жители Кёнигсберга снесли то ли 3, то ли 5 ворот — мешают же! — а кирпичи вещь полезная, в хозяйстве пригодятся. И если от одних ворот остались фотографии, то от других не осталось ничего. Совсем. Как ворота выглядели — неизвестно, можно только гадать (если, конечно, не повезет, и где-нибудь не обнаружатся соответствующие документы — такое еще случается).
А потом началась война. Нет, я не про Первую мировую, я про Великую Отечественную. Удивительно, но Королевские ворота пострадали в войну не очень сильно. Когда в 1944 году английская авиация подвергла город массированным бомбардировкам, то они целенаправленно били именно по историческому центру города, а ворота все же находятся несколько в стороне. А во время штурма города советскими войсками в 1945 году ворота в качестве оборонительного сооружения не использовались. Конечно, в них тоже прилетало, но просто потому, что плотность огня была очень высока. А так ворота устояли. Хотя скульптуры лишились голов — и понять чью-то ярость против основателей Пруссии вполне можно.
После войны появилась вторая загадка. Дело в том, что именно в Кёнигсберг немцы свозили похищенные из музеев, библиотек и церквей СССР многочисленные ценности. Считалось, что весной 1945 года их прятали где-то там — возможно, в башнях и воротах 1840-1860-х годов, в том числе и Королевских.
Ничего не нашли, хотя, возможно, причина была в том, что поиски были не слишком тщательными — первоначально у поисковиков просто не было возможностей и нужного оборудования, а потом было слишком много других проблем. Королевские ворота были названы в числе тех, куда свозились ценности, но в основном поиск велся не там, а в Ростгартенских воротах. И ничего... Ценности исчезли без следа.
А ворота стояли, никому особо не нужные. В 1945 году город перешел под юрисдикцию СССР. 1946 году он стал именоваться Калининградом. В 1960 году Королевские ворота были признаны памятником, находящимся под охраной государства.
Но хотя решение об охране ворот принято было, городские власти не горели желанием это решение выполнять. Королевские ворота вызывали желание их разрушить, а если не ворота, то хотя бы скульптуры основателей Пруссии — все равно они без голов!
На соответствующую просьбу в 1975 году из Москвы ответили категорическим "Нет! Это памятник культуры". Еще одна попытка избавиться от ворот была пресечена в 1978 году. Созданная комиссия подтвердила статус ворот, как памятника, охраняемого государством. С этим пришлось смириться, и в воротах был размещен книжный магазин.
Но... книжный добила перестройка.
Потом в воротах был склад и магазин. Затем кооперативное кафе. С 1991 года ворота опять были заброшены.
Вспомнили о них только из-за празднования 750-летия города. Вот тут и оказалось, что Королевские ворота — памятник истории и архитектуры, и их следует восстановить.
И восстановили!
При этом главную роль в восстановлении сыграли специалисты из Санкт-Петербурга. Сложнее всего было со скульптурами. Голов не было, восстанавливать их нужно было по фотографиям, а они были не слишком хороши. Но когда работа, казалось бы, подошла к завершению, в архивах Польши были обнаружены детальные фотографии скульптур Королевских ворот. И работу начали заново!
И вот теперь вы можете любоваться Королевскими воротами и украшающими их скульптурами. Правда, ворота уже давно не ворота, а музей.
Королевские ворота — это филиал Музея Мирового океана. И, конечно, в воротах есть экспозиции, посвященные истории города, а также Великого посольства Петра I. В Калининграде никто больше не хмурится на свидетельства прусской жизни, а с интересом выискивает ее осколки среди современного города.
Ну, а среди картонных моделей фирмы УМБУМ есть и модель Королевских ворот. И это тоже символично. Кому еще делать модель ворот, как не жителям того самого города, что помогал восстанавливать этот памятник истории и культуры?
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки