Юбилейный год наступал каждый пятидесятый год, после семи субботних лет. О наступлении юбилейного года в День очищения возвещал шофар (духовой музыкальный инструмент, сделанный из бараньего рога). Слово «юбилей» (юбел) происходит от рога барана. Помимо выделения года, в который земля должна была покоиться (как в год субботний), основная функция этого закона состояла в «освобождении» всего Израиля, когда каждый человек мог вернуться в свою землю, к наследию своей семьи, которое он получил после того, как Израиль завоевал Ханаан и поделил его среди колен. В связи с этой функцией, это также было время, когда свободу должны были получить и израильские рабы.
Достижение этих двух целей — возвращения земли первоначальным владельцам и освобождения израильских рабов — имело существенные экономические последствия. Поэтому Господь уточняет детали этого закона, рассматривая его под различными углами зрения.
Определение и описание
«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в День очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям её: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый возвратитесь в своё племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз её. Ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения её» (Лев. 25:8–12).
Итак, тема меняется с субботнего года на год юбилейный, и в остальной части главы освещаются, главным образом, законы, относящиеся к пятидесятому году.
Стих 8. Юбилейный год должен был наступать после семи раз по семи лет, то есть после полных сорока девяти лет, а именно в «пятидесятый год» (25:10).
По мнению большинства комментаторов и как видно из переводных версий Библии, юбилей отмечался в пятидесятый год. Некоторые ставят под вопрос данное мнение, главным образом потому, что если бы это был пятидесятый год, то получалось бы два года покоя подряд, и сомневаются, что народ мог бы прожить два года без урожая. Поэтому они предположили, что юбилейный год совпадал с седьмым субботним годом, то есть с сорок девятым годом, и что упоминание пятидесяти лет связано с «включительным» подсчетом времени. Гордон Уенхэм, описав эту точку зрения, высказал предположение, что юбилейный год, возможно, был коротким годом, состоявшим из сорока девяти дней и соблюдавшимся сразу после сорок девятого года. Такой короткий «год» позволял достичь целей юбилейного года без необходимости соблюдения двух субботних лет подряд. Несмотря на эти гипотезы, лучше всё же рассматривать юбилейный год как пятидесятый и как полный год.
Стих 9. Юбилейный год возвещался по всей земле звуком трубы. О его начале надлежало вострубить трубой в седьмой месяц, в десятый день месяца, в День очищения. Это было как раз перед тем временем, когда обычно сеяли то, что должны были собрать в следующем сельскохозяйственном году. Как субботний год начинался осенью с началом сельскохозяйственного года, так и юбилейный год начинался осенью.
Стих 10. Основной целью юбилейного года было объявить свободу на земле всем жителям её. Вместо слова «свобода», Российское Библейское Общество еврейское слово дерор переводит как «освобождение».
В последней части стиха сказано: «и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый возвратитесь в своё племя. Вместо «и» можно употребить слово «когда»: «когда возвратитесь каждый во владение своё, когда каждый возвратитесь в своё племя. Эта «свобода», или «освобождение», позволяла людям «возвратиться» в своё «владение» и в своё «племя». Они возвратятся в своё владение в результате возврата земли первоначальным владельцам, а их возвращение в своё племя было следствием освобождения израильтян из рабства. Всё это позволяло Израилю праздновать юбилей.
Стихи 11, 12. Он должен был соблюдаться, как и субботний год. Им нельзя было сеять и жать, но они могли есть произведения земли, которые вырастут сами по себе.
Пожалуй, самым важным в отношении юбилейного года было то, что народ должен был «освятить» (25:10) его или считать его священным. Другими словами, этот год отводился для почитания Господа Бога. В чём-то он отражал Его святость; поэтому это был «священный» год.
Основное правило
«В юбилейный год возвратитесь каждый во владение своё. Если будете продавать что ближнему своему или будете покупать что у ближнего своего, не обижайте друг друга. По расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; если много остаётся лет, умножь цену; а если мало лет остаётся, уменьши цену, ибо известное число лет жатв он продаёт тебе. Не обижайте друг друга; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев. 25:13–17).
Прежде чем начать отвечать людям на их вопросы: «Что, если…?», Господь провозглашает основное правило, которое следующие далее законы должны были воплотить в жизнь. Правила, находящиеся в этой части главы, следует понимать в свете этого главного принципа стиха 17: они должны были «бояться Бога [своего]» и «не обижать друг друга».
Стих 13. Господь начинает с определения основной цели юбилейного года: «Возвратитесь каждый во владение своё». Когда Израиль завоевал землю ханаанскую, её поделили между двенадцатью коленами. Внутри колен каждая семья получила надел земли в качестве своего наследия. Целью этого закона было гарантировать каждой семье сохранение права на наследие, которое она получила, когда Израиль заселял землю обетованную. Поэтому, если семья продала свою землю, то в юбилейный год её наследие нужно было возвратить ей.
Стихи 14–16. Если израильтянин вынужден был продать свою землю, то и он и покупатель должны были действовать по правилу: «Не обижайте друг друга» (25:14). Опасность обидеть другого могла возникнуть из-за обстоятельств, которые объясняются в следующих двух стихах: если бы израильтянин за десять лет до юбилейного года продал свою собственность другому израильтянину по полной цене, а затем потребовал бы её назад в юбилейный год, покупатель был бы обижен.
Чтобы этого избежать, покупатель и продавец должны были договориться о стоимости земли, основываясь на предполагаемой стоимости урожая (жатв), выращиваемого на ней в течение пятидесяти лет. После этого покупатель должен был выплатить процент от той суммы, в зависимости от количества лет, оставшихся до следующего юбилейного года (25:15, 16). Конечно, этот «покупатель» на самом деле не владел землёй; точнее сказать, он заплатил постоянному владельцу за урожай, который он будет выращивать до следующего юбилейного года. Его «владение» больше напоминало долгосрочную аренду, нежели приобретение земли.
По сути, этот закон сокращал экономическое неравенство между жителями земли. В древности накопление богатства часто было связано с приобретением и удержанием земли. Богатые семьи владели огромными поместьями. Этот закон должен был удержать людей от накопления больших участков земли. Таким образом, эта практика способствовала большему равенству в израильском обществе.
Стих 17. В последнем стихе данного отрывка приводятся три причины, по которым израильтяне должны были обращаться друг с другом честно при покупке и продаже земли. (1) Им было велено не обижать друг друга. (2) Бояться (чтить) Бога — значит слушаться Его. Бог заботился о бедных. Всякий, кто обижал или обманывал других (неважно, кто был обиженной стороной, покупатель или продавец), особенно бедных, рисковал быть наказанным Богом. (3) Господь был их Богом. Поэтому они должны были уважать Его и повиноваться Его слову; а это предполагало сострадание к бедным, какое было у Господа.
Целью следующих далее правил было помочь народу Божьему следить за тем, чтобы они не «обижали друг друга» во время деловых сделок, связанных с юбилейным годом. Они должны были вести свой бизнес так, чтобы было видно, что они боятся Господа и признают Его своим Богом.
Повеления и обещания
«Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. Если скажете: “Что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?”, Я пошлю благословение Моё на вас в шестой год, и он принесёт произведений на три года; и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое» (Лев. 25:18–22).
Устанавливая дополнительные законы относительно юбилея, Господь дал повеление (25:18) и щедрые обещания, чтобы побудить народ исполнять его (25:19–22).
Стих 18а. Господь увещевает своих слушателей повиноваться Его слову. Он повелевает им исполнять Его постановления, хранить законы и исполнять их. Бог хочет, чтобы Его повеления исполнялись, и мотивирует Свой народ исполнять их. В этом случае Он даёт три обещания.
Стих 18б. Первое обещание, которое даёт Господь, чтобы мотивировать Израиль соблюдать эти законы, — безопасная жизнь в Ханаане. Если они будут повиноваться Ему, то они смогут жить спокойно на земле, которую Он даст им. Это обещание предполагало защиту от разрушительных сил и успех в сельском хозяйстве.
Стих 19. Второе — если Израиль будет повиноваться Ему, то у Его народа будут обильные урожаи, и они будут есть досыта и жить спокойно на земле.
Стихи 20–22. Третье — Бог обещает позаботиться об израильтянах, чтобы они не бедствовали, соблюдая субботний год.
Бог понимал, что даже у верных израильтян могут быть вопросы относительно данных Им правил. Они могли спросить: «Что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?» (25:20). Этот вопрос должен был тревожить тем больше, чем ближе был юбилейный год, так как тогда нужно было соблюдать два субботних года подряд. Для этого случая Господь пообещал, что в шестой год народ соберёт такой обильный урожай, что его хватит на три года (25:21), до девятого года, когда они будут есть произведения, которые они посадили в восьмой год (25:22).
Как это обещание будет работать на практике, трудно представить себе. Комментаторы предложили такое объяснение данной ситуации: в этих стихах годы «шестой», «седьмой», «восьмой» и «девятый» названы согласно священному календарю, согласно которому год начинался весной, тогда как субботний и юбилейный годы начинались осенью. Если допустить, что так и было, то в таком случае закон должен был предусматривать следующий график работ:
• Пятый (священный) год
· Осень — посев на шестой год.
• Шестой (священный) год
· Весна — сбор урожая «произведений на три года».
· Осень (начало субботнего года) — никакого посева.
• Седьмой (священный) год
· Весна (конец субботнего года) — никакого сбора урожая, потребление первой части «произведений на три года».
· Осень (начало юбилейного года)—никакого посева.
• Восьмой (священный) год
· Весна (конец юбилейного года) — никакого урожая, потребление второй части «произведений на три года».
· Осень (первый год после субботнего года и юбилейного года) — посев с целью сбора урожая.
• Девятый (священный) год
· Весна — сбор урожая. До сбора урожая, потребление оставшейся части «произведений на три года».
При таком раскладе обильный урожай «шестого года» позволял людям питаться в течение двух лет и частично третьего года. Имея это обещание, люди могли быть уверены, что не будут голодать, несмотря на то, что за субботним годом следовал юбилейный год.
Продажа земли
«Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придёт близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдёт, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение своё. Если же не найдёт рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупателя до юбилейного года, а в юбилейный год отойдёт оно, и он опять вступит во владение своё» (Лев. 25:23–28).
В этом разделе Господь разбирает вопрос, как сохранить собственность земли тем, кому она первоначально была предоставлена.
Стих 23. Отрывок начинается с утверждения основной истины, на которой базировались все законы, связанные с покупкой и продажей земли: вся земля принадлежит Богу! Даже после входа в Ханаан народ Божий должен был считать себя не иначе, как пришельцами и поселенцами в этой земле. Они были не постоянными жителями, а лишь временными. Поэтому землю нельзя было продавать навсегда.
Стих 24. Так как земля принадлежала Господу, то Он имел право распорядиться землёй по Своему желанию. Он хотел, чтобы сохранился первоначальный раздел земли, который был осуществлён, когда Израиль завоевал Ханаан. Это означало, что всякий, кто приобретал участок земли в Израиле, должен был быть готов отказаться от него, когда некто предложит выкупить её.
Кто мог её выкупить, и на каких условиях? Что происходило с землёй, если ей не выкупали? Следующие четыре стиха содержат ответы на эти вопросы.
Стих 25. Сначала в тексте говорится о том, как владение того или иного человека могло быть продано другому человеку. Если владелец обеднеет, он может оказаться вынужден продать часть своей земли. Например, он мог наделать столько долгов, что был не в состоянии выплатить их, не продав часть своей земли. Имеется в виду, что землевладелец не стал бы продавать свою землю, если только не был вынужден сделать это из-за финансовых трудностей.
Когда человек оказывался перед необходимостью продать часть своей земли, то близкий его родственник должен был выкупить её у покупателя. Почему собрат израильтянин должен был выкупать землю другого израильтянина? Из-за их родства. Оба слова, брат и родственник, в стихе 25 — это перевод слова акх, которое буквально означает «брат» (см. 25:36, 39, 46, 47). Так как они были «братьями», то израильтянин должен был помочь обедневшему израильтянину. Предполагается, что человеку, который продал собственность, позволялось возвратиться на землю и пользоваться ею. Должен ли был он возместить расходы своему родственнику, когда справлялся с финансовыми проблемами? В отрывке не говорится.
Стихи 26, 27. Если же некому было выкупить за него землю, то в таком случае он сам должен был выкупить её, когда улучшится его финансовое положение. Он должен был по справедливости решить этот вопрос с человеком, который купил у него собственность, помня о том, сколько было заплачено и сколько лет осталось до следующего юбилея. Выкупая землю, он должен был вернуть покупателю деньги, которые тот заплатил за урожай, который он не сможет посеять или продать.
Стих 28. Однако если продавец земли так и не сможет накопить достаточно денег, чтобы выкупить свою собственность, то покупатель оставался её владельцем до юбилейного года. Тогда она отойдёт продавцу. Слово «отойдёт» происходит от яца, которое буквально означает «уходить».
Продажа домов
«Если кто продаст жилой дом в городе, ограждённом стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его: в течение года выкупить его можно. Если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его и в юбилей не отойдёт от него. А дома в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли: выкупать их можно, и в юбилей они отходят. А города левитов, дома в городах владения их, левитам всегда можно выкупать; а кто из левитов не выкупит, то проданный дом в городе владения их в юбилей отойдёт, потому что дома в городах левитских составляют их владение среди сынов Израилевых; и полей вокруг городов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их» (Лев. 25:29–34).
Дав законы о продаже земли, Господь огласил правила продажи домов. Очевидно, этот закон предвосхищал вопросы вроде: «Каким образом касается меня закон о юбилейном годе, если я не владею землёй, но решил продать свой дом?» Правила продажи домов подразделяются на три раздела: (1) дома в городах, ограждённых стеной, (2) дома в селениях и (3) дома в городах левитских.
Стихи 29, 30. Если израильтянин продавал дом в городе, ограждённом стеною, то у него был один год на выкуп его: либо он сам должен был выкупить его, либо сделать это за него должен был родственник. Если человек не выкупал его в течение этого времени, то дом навсегда становился собственностью человека, которому он его продал, и в юбилей не отходил к первоначальному владельцу. Такой дом отличался от земли; он не считался вечным владением семьи, которая владела им изначально. Не считая годового права выкупа, его можно было купить или продать, как любое другое имущество.
Стих 31. В отличие от них, дома в селениях, вокруг которых нет стены, принадлежали к той же категории, что и земля, и считались полем земли. Их нельзя было продать навсегда. Если их продавали, то первоначальным владельцам выкупать их было можно; Если их не выкупали, то в юбилейный год право владения этими домами отходило тому, кто продал их.
В тексте не объясняется разница между домами в городах, ограждённых стеной, и домами в селениях. Возможно, отличие было в экономическом положении тех, кто владел домами. Люди, владевшие домами в городах, ограждённых стеной, скорее всего, были богатыми, из высшего общества. Они не нуждались в защите от переменчивой судьбы. Если такая семья должна была продать один хороший дом в городе, она с лёгкостью могла купить другой. А те, кто жил в селениях, скорее всего, были бедными. Когда они вынужденно продавали свои дома, то оставались без копейки денег и без дома; если бы не было юбилейного года, то у них не осталось бы и надежды. Возможно, этот закон был для Бога одним из способов защитить бедных.
Стихи 32–34. Левиты представляли отдельную категорию. Каждому из двенадцати колен был дан надел земли, но колену Левия, колену священников, были даны сорок восемь городов, разбросанных по всему Израилю (Чис. 35:7; Иис. Н. 21:41). В обязанность левитов входило служить Господу, заботясь о скинии, где они проводили службы и приносили жертвы. Вместо того чтобы содержать себя, работая на земле, они жили за счёт даров и жертв, приносимых в скинию. (Эта поддержка дополнялась только тем, что они могли вырастить на маленьких участках земли, примыкающих к левитским городам). Бог хотел, чтобы такое положение дел оставалось всё время, пока Он действовал в отношении Своего народа через закон Моисея, поэтому понятно, почему Он не позволял, чтобы владения левитов продавались навсегда.
Как следствие, хотя дома в городах левитов могли продаваться, левиты сохраняли на эти дома вечное владение (25:32). Если дома не выкупались, то они отходили первоначальным владельцам в юбилей (25:33). Поля вокруг левитских городов, которые были частью наследия священников, в отличие от домов внутри городов, продавать вообще было нельзя. Они оставались вечным владением тех, кому Бог первоначально их дал (25:34).
#библия #хакнем_иудаизм #иудаизм #тора #читаем библию вместе #левит #толкование библии #изучение библии #библия онлайн #священное писание