Русское офицерство кануло в небытие с октябрьским переворотом 17-го и последующей Гражданской войны, однако память о нем жива до сих пор.
В наши дни, становится популярным изучение негласного кодекса чести русского офицерского корпуса.
Очень высоко у офицеров было развито чувство собственного достоинства, они щепетильно относились к любым ущемлениям своей чести. Например, офицер, подвергшийся оскорблению, побоями (даже со стороны пьяных хулиганов), должен был незамедлительно уйти со службы, поскольку считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию, как таковому. Офицер обязан был защитить себя и честь своего мундира.
Несколько примеров:
"Из «Петербургская газета» № 61, 1913 г.
Капитан С. сделал студ. воен. – мед. акад. за неотд. чести замечание.
Студент нанес капитану оскорбление действием (ударил).
Капитан С. ударил оскорбителя шашкой по голове и тяжело его ранил.
Капитан С. подал прошение об отставке, т.к. считал недостойным находится в полку после нанесенных ему оскорблений. В итоге суд офицерской чести счел капитана потерпевшим, а его решение об отставке отклонил."
"Дело поручика Г.‑Кутузова
Грозный
В военно‑окружном суде слушалось дело поручика Г. Кутузова. В слободе Шатой Кутузов потребовал от мясника переменить купленное у него мясо. Мясник отказал; Кутузов ударил его палкой, а мясник швырнул в лицо офицеру мясо.
Тогда Кутузов тут же застрелил его.
Суд приговорил Кутузова к отрешению от службы и отдаче в арестантское отделение на два года, постановив ходатайствовать о смягчении наказания."
Один забавный случай из жизни лейб-гвардии корнета:
"Случай произошедший с корнетом Ф.В. Булгариным. Находясь с Уланским цесаревича великого князя Константина Павловича полком в Риге, молодой офицер, прогуливаясь по городу, оказался в окружении женщин легкого поведения, которые сумели вытащить у него саблю из ножен, чтобы заманить в свою обитель. С трудом отняв оружие, корнет вернулся в месторасположение полка и рассказал об этом случае полковым товарищам. Его мучал вопрос, что теперь делать с благородным оружием, которого касались грязные руки. Шеф полка великий князь Константин Павлович посоветовал Булгарину избавиться от сабли, что тот и сделал, утопив ее в Двине. Друзья одобрили поступок корнета, а Константин Павлович подарил молодому офицеру новую саблю из своей коллекции."
Что касаемо отношению с подчиненными офицеры всегда предосудительно относились к тем начальникам, которые позволяли себе оскорблять младших, особенно перед строем или в обществе
Из книги В.Трубецкой «Записки кирасира»:
"Помню, однажды во время взводных учений на военном поле молодой корнет Д., усердно наседая на свой взвод, принялся костить людей отборным матом, случайно дошедшим до ушей старшего ротмистра Данилова, который в это время присутствовал на поле. Этот Данилов был одним из заправил в полку. Человек умный и трезвый, он пользовался большим авторитетом.
Подозвав к себе распетушившегося корнета, Данилов при мне как следует, отчитал его: «Послушай, дружок,— отечески проговорил ротмистр,— когда ты непотребными словами оскорбляешь людей, одетых в ту же форму, какую носишь сам, ты этим оскорбляешь свой собственный мундир, а следовательно, и тот полк, который мы все любим и обязаны чтить. Не забывай, что ты имеешь дело не с лакеями и хамами, а с солдатами-кирасирами Ея Величества, призванными на почетную службу самому государю. Мы должны развивать в наших солдатах чувство гордости, а не унижать их. Ты можешь и даже обязан подтягивать и наказывать своих подчиненных за провинности, требуя от них самой высокой дисциплины, но оскорблять их матерным словом — это уже хамство, дружок. Предоставь хамство какому-нибудь армейскому подпоручику в захудалом провинциальном армейском полку. Мы же с тобой, кажется, служим в Лейб-гвардии, а потому и хамить не должны. Ну, а теперь ступай к своему взводу, и чтобы слово «мать» я от тебя больше не слышал!»
#армия #россия #русская армия #история