Найти тему

ИНТЕРВЬЮ О ПСИХОТЕРАПИИ

Как-то раз мы беседовали с одним знакомым, что же всё-таки такое психотерапевтическая практика - что она даёт клиентам, в чём помогает, как отражается в их жизни. Результаты беседы я оформил в статью, сохранив стиль интервью.

ВОПРОС: Максим, вот ты психолог уже почти 20 лет, у тебя было много людей, которым ты помог. Скажи, что же всё-таки для тебя твоя работа, что ты в ней видишь. Ты как-то говорил, что психотерапия создаёт какое-то "пространство" для тех, кто обратился за помощью, - какое это пространство, пространство чего?

ОТВЕТ: Да, именно это и даёт психотерапия. Создаёт реальное, жизненное пространство, в котором человек вырастает и учится, и затем это применяет в жизни. В отличие от ролевых игр и тренингов, где создаётся оторванное, изолированное "пространство игры или тренинга", которое потом практически неприменимо в жизни. Поэтому многие после тренингов и игр и ломаются - они переносят в жизнь это безопасное пространство тренинга, думая, что жизнь ответит так же - но она не отвечает так же! И всё рушится!.. В отличие от этого, в психотерапии создаётся пространство, которое связано с жизнью, оно прорастает в жизнь, и клиент привносит туда и свою жизнь, и уносит в свою жизнь это пространство. Оно - НЕ искусственно, как на тренингах. Оно живо, потому что живёт с клиентом. Ну, возможное сравнение - как обучение вождению: не на симуляторе ведь водишь, а всё же по городским улицам; а инструктор, который помогает - как психотерапевт. И таким образом ты учишься хоть и в как бы безопасной среде (инструктор видит ошибки и может их предупредить), но в то же время в реальной среде. Так что это ничуть не опасно. Ну, такая же опасность, как и в обучении вождению: ученик и там аварию ведь может сделать. И клиент так же спокойно справляется, как и ученик в вождении: в конце-концов он водить всё же научается.

ВОПРОС: Значит, помогает в реальной жизни. Хорошо, понятно. А вот смотри, я недавно прочёл одну психологическую статью, и мне врезалась в память строка, что психотерапия нужна "для жизни в мире, в котором жить стало почти невозможно". Действительно ли жить стало невозможно в этом мире для тех, кто к тебе приходит? В чём смысл этой фразы, как считаешь?

ОТВЕТ: Мне нужно самому прочитать эту статью, чтобы судить о том, что подразумевал там автор. Но вот применительно к моей практике могу сказать, что фраза эта, скорей всего, о том, что для клиента, который приходит, наступил момент, когда он/она не может справиться сам с той ситуацией, в которую попал ("жить стало почти невозможно"). Он/она обращается за помощью для разрешения этой ситуации, снятия боли и напряжения, и давления. И вот психолог может либо укрыть его в изолированном пространстве - и там что-то "прорабатывать", либо сделать так, чтобы обеспечить безопасность (ослабить боль) и в то же время не отрывать клиента от жизни, мира. В этом и заключается нюанс психотерапии: не лечить и не учить, а обеспечить условия. Создать условия. Для жизни. Для того, чтобы понять и справиться самому с той проблемой, в которой оказался. При этом в безопасном (неболевом) пространстве, но не теряя связи с реальностью. Именно тогда, когда терапевт сумеет создать для клиента условия, где он не теряет связи с реальностью, и получится создать её в отношениях с близкими, к примеру, так как жизнь не застывшая. Всё же психотерапевт не тренировочный полигон. И плох тот психотерапевт, который создаёт из себя такой полигон!.. Он тем самым вредит и клиенту, и себе.

ВОПРОС: А как тогда правильно должен работать психолог, психотерапевт? Ну, вот пришёл к нему человек в первый раз - что делаешь?

ОТВЕТ: Человека, который обратился в первый раз, и раньше ни к кому из психологов не обращался, приходится сначала много консультировать, т.е. о многом ему рассказывать - как и что происходит, какие у нас, людей, психологические законы и закономерности работают. Потому что просто необходимо сначала заполнить эти пустоты в знании о себе и жизни своей психики. И уже потом, позже можно совмещать это с психотерапией. При этом необходимо слушать клиента тоньше, чувствовать его. Чувствовать, что он сейчас в силах сделать, объяснять кое-что (а не просто сразу делать без объяснений). Тем самым и создаются эти условия, когда клиент в сопровождении психотерапевта начинает водить свою "машину" - свою жизнь.

ВОПРОС: Ты сейчас описываешь идеал работы прямо какой-то. А если клиент больше не придёт? Неужто и у тебя трудностей не бывает?

ОТВЕТ: Конечно, есть трудности - я ж не бог психотерапии :) Знаешь, если про "идеал" и про то, что я описал тебе, знаешь, почему для меня это не идеал - потому что я выбрал работать именно так, как описал. Получается ли? Да, практически всегда получается, но не то чтобы "я к этому стремлюсь" (как к идеалу), а я сам просто так работаю, сам изначально себя так настраиваю. Ну, видимо, это мой метод работы что ли...

Идеал для меня другое, и, похоже, здесь он как раз "недостижимый". Я видел и знаком с такими психологами, которые что ни вопрос - то инсайт у клиента, ещё вопрос - снова инсайт. Вот так у меня не получается, не выходит у меня таких инсайтовых вопросов задавать... А ведь так работают - я знаю! А я долгий какой-то, хоть и вижу подчас клиента (и другого человека) как бы с полувзгляда. Но раскрыть его моментально вот так почему-то не могу. То ли практики не хватает, то ли просто я вообще другой. Поэтому я начинаю консультировать, что-то объяснять - и всегда! это объяснение стараюсь связать с жизнью клиента, провести параллели что ли, вернуть его к его жизни, чтобы мои объяснения не повисали в воздухе (уме клиента) как нечто такое умное и "нечто невыполнимое в моей реальной жизни". То есть всегда параллели с его жизнью. Тогда что-то закрепляется - конечно, не всё, но мы все так устроены: закрепляется лишь то, что нам ближе, то, что болит больше, а точнее, то, на что больше внимания. Как проверить, что и как закрепилось? А спросить или понаблюдать, как он говорит. Либо он ответит, либо просто покажет своим изменившимся поведением. И это заметно, если наблюдать. И да, мне непонятно, закрепилось ли, если клиент больше не приходит. Но тут я спокоен в том, что всё же дал ему то, что смог дать. А смог ли он это взять, коли не пришел в следующий раз, - ну, это его дело, он тоже человек. И человек умный, раз хоть раз дошёл до меня. А раз умный, то точно что-то да закрепилось, и он хотя бы попробует это воплотить в жизни. Клиенты, дошедшие своими ногами до психотерапевта, люди умные! Это априори. У них болит, и они пошли с этим справляться - сами. А не жаловались рюмке чаю.

ВОПРОС: Понятно. А давай теперь в другой плоскости поговорим. Что скажешь, изменилось ли отношение к психологической помощи за последние лет 10-15? И как ты смотришь на бесплатные услуги психолога?

ОТВЕТ: Честно скажу: это больной вопрос. За последнее время много чего изменилось. И самое главное - изменилось отношение. К Миру стали относится, как к рынку. Это потребительское отношение. И к психотерапии, как к услуге. Например, услуге парикмахера: я пришел, а ты стриги. Я выбрал товар, ты обязан меня обслужить. Но психотерапия - не услуга. Это помощь. И говорить, "я помог тебе - я оказал услугу", мне кажется, бестактно. Помощь, но профессиональная помощь - поэтому и небесплатна. Ибо используются знания терапевта. И только в исключительных случаях такая помощь может быть бесплатна - в условиях форс-мажора, например (землетрясения, война, катастрофы и подобное - там человеку не до оплаты, а на кону всё же его выживание и здоровье).

ВОПРОС: Ну, вот пришёл к тебе такой требующий "Лечи!" - что делаешь?

ОТВЕТ: Если пришёл человек и требует (или даже просит), чтобы ему некую таблетку дали, чтоб само всё вышло, и работал только психолог, важно мягко переориентировать человека, что и ему тоже работать будет нужно. Если же чувствую, что не будет сам работать, то тогда даю просто консультацию по вышеописанному способу - получается, что я уже оказал услугу, как он её ожидал: проконсультировал и связал с жизнью. Либо, вариант, не оказал - то есть он, по его мнению, не получил, что хотел. Но такие люди и не услышат то, что им говоришь, - они полностью в своих ожиданиях. Если получится (и здесь снова важно наблюдение!) сказать им ожидаемое - они уйдут хотя бы не очень огорчёнными.

Словом, у психолога везде один только выход: делать свои консультации наиболее безупречными каждый раз, не надеясь, что клиент вернётся. Как бы в последний раз в жизни. Чтобы можно было сказать после каждой сессии: "Я сделал ВСЁ, что мог в данный момент". Тогда это будет чистой работой психолога. И это не идеал, это достижимо каждый раз, сколько бы опыта у психолога ни было.