Первую часть рассказа о «Ленфильме» я закончил «Золушкой», которая открыла новую главу в жизни киностудии, вернувшейся из эвакуации. В 1950 году был снят первый цветной фильм «Мусоргский», и эта картина имела большой успех.
Режиссер Григорий Рошаль и его команда даже были удостоены Сталинской премии, а художники Абрам Векслер и Николай Суворов стали лауреатами IV Международного кинофестиваля в Каннах за декорации к фильму.
И послевоенная «Золушка», и «Мусоргский» вышли в эпоху, так называемого, малокартинья, которая едва не стала роковой для студии. На фоне разрухи, отсутствия средств, больших потерь киностудия была практически лишена возможности работать. И только после смерти Сталина, а при нем можно было снимать только 10 фильмов в год, количество картин возросло, и «Ленфильм» сумел вернуться к любимому ленинградскому кино.
На экраны один за другим вышли «Дело Румянцева», «Солдаты», «Дорогой мой человек», «Два капитана» и «Дон Кихот». Были и другие фильмы: например, комедия «Укротительница тигров», где свою первую роль сыграла Людмила Касаткина.
Среди комедий стоит также выделить картину «Максим Перепелица», после выхода которой Леонид Быков обрел всесоюзную популярность и для зрителей, и лично для себя.
А среди мелодрам 50-х отмечу, пожалуй, картины «Она вас любит», «Неоконченная повесть» и, конечно, «Даму с собачкой», которая, к слову, получила признание Каннского кинофестиваля.
На киностудии появились новые лица: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих.
Приходили новые режиссеры, которые легко находили общий язык с корифеями Козинцевым, Хейфицем и Кошеверовой. Начался, так называемый, «золотой век» киностудии, который длился почти 30 лет.
Еще в середине 50-х возникла идея придумать эмблему «Ленфильма». Газеты даже несколько раз объявляли конкурс среди читателей, но ничего подходящего так и не нашлось. Тогда был проведен конкурс среди профессионалов, на котором победила заставка художницы «Ленфильма» Марины Бологовской.
В начале 90-х заставку пересняли, а в 2015-ом логотип было решено еще раз обновить, и теперь ленфильмовский Медный всадник – это просто 3D-модель.
Это было лирическое отступление, а сейчас возвращаемся обратно в 60-е. Тогда на киностудию пришли режиссеры Илья Авербах, Виталий Мельников, Алексей Герман, Динара Асанова.
Потом их назовут «предпоследним призывом «золотого века». На «Ленфильме» были сняты «Человек-амфибия», «Республика ШКИД», «Три толстяка», «Иду на грозу», «Полосатый рейс».
В 1967 году «Ленфильм» выпустил самый кассовый за всю свою историю фильм «Свадьба в Малиновке». Эту картину посмотрели 75 млн зрителей, а считали тогда по-честному!
А в 1968 году вышел да не вышел (понимайте, как хотите) еще один рекордсмен студии – фильм «Интервенция» режиссера Геннадия Полоки с Владимиров Высоцким в главной роли. А рекордсменом он стал потому, что дольше других пролежал на полке. Зрители увидели его только через 20 лет!
У ленинградского кино проблем с цензурой было гораздо больше, чем, скажем, у московского или снятого на союзных киностудиях. Однако именно на «Ленфильме» в 1976 году удалось снять сенсационный по тем временам проект – советско-американскую «Синюю птицу» с участием Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Авы Гарднер, Маргариты Тереховой и Георгия Вицина.
70-е вообще были временем мелодрам и музыкальных комедий. «Собака на сене», «Труффальдино из Бергамо» , «Сладкая женщина», «Соломенная шляпка», «Трое в лодке, не считая собаки», «Звезда пленительного счастья», «Старший сын» - «Золотой фонд» киностудии пополнился десятками новых картин!
Ленфильмовские режиссеры любили экспериментировать с московскими актерами и предлагать им неожиданные амплуа. Например, комедийно-музыкальная Людмила Гурченко снималась в драме «Балтийское небо»; благородный Олег Янковский сыграл спивающегося заточника во «Влюблен по собственному желанию»; комик Юрий Никулин снялся в фильме «20 дней без войны».
Но самыми неожиданными были появления Андрея Миронова в мрачном детективе «Мой друг Иван Лапшин» и Борислава Брондукова в роли британского полицейского Лестрейда в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Кстати, именно с этого фильма началось финальное десятилетие «золотого века» киностудии.
«Последним призывом» называли режиссеров и сценаристов, которые пришли в начале 80-х: Александр Сокуров, Александр Рогожкин, Сергей Овчаров, Юрий Мамин и режиссер Свердловской киностудии Алексей Балабанов. 90-е требовали работы с новым материалом, продиктованным временем.
«Такси-блюз» и «Афганский излом» - яркие тому примеры. Но государственное финансирование в какой-то момент закончилось, и Александр Рогожкин, снявший на «Ленфильме» культовый «Особенности национальной охоты», был вынужден снимать продолжение в другом месте.
В начале 2000-х встал вопрос о продаже киностудии. Творческий коллектив и руководство «Ленфильма» спасли ее от ликвидации, но о возрождении с осторожностью можно говорить лишь сейчас.
Современный «Ленфильм» активно развивается, модернизирует производственные мощности и постепенно возвращается на творческий путь. За всю историю киностудии на «Ленфильме» сняли более 1500 игровых художественных фильмов, и все это любимые многими кинокартины, которые мы с удовольствием пересматриваем по праздникам или просто, когда есть настроение.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!