История легендарного польского автомобиля Nysa или Ныса взяла свой старт в 1957 году.
Тогда, в одноименном городе организовали выпуск развозных фургонов и далее микроавтобусов, а предприятию дали название «Zakad Samochodw Dostawczych» (ZSD).
Первой модификацией, которую запустили в крупную серию стала машина с обозначением N 59.
Транспортное средство отличалось рамной конструкцией, а также широким использованием испытанных компонентов заимствованных у самой востребованной в то время легковушки Польши — FSO Warszawa M20.
Семейство N 59-601 простояло на конвейере с 1959 по 1968 гг. На протяжении всего периода оно постоянно подвергалось модернизации, как внешней, так и внутренней.
В 68-ом его сменили новые микробусы с полукапотной компоновкой — Nysa 521.
Авто расходилось подобно горячим пирожкам — у себя на родине, в странах ОВД и Западной Европы. Однако больше всего этих автомобилей попало в СССР.
В 70-е годы на территорию Советского Союза поставили порядка 120 000 экземпляров, это при объеме годового производства приблизительно 15–18 тыс. единиц.
Нисе отдавали предпочтение за плавность хода, нормальную проходимость, а также за грузоподъемность.
Отмечались кое-какие трудности с ремонтопригодностью, больше всего это обращало на себя внимание при замене мотора, но в общем, микроавтобус отвечал предъявляемым к нему требованиям.
Nysa послужила базой для постройки немалого количества спецмашин. Такие аппараты состояли на службе в полиции, скорой помощи, выступали в роли фургонов, эвакуаторов и т. д.
Но, время летит: авто простоявшее на конвейере два десятка лет в неизменном виде устаревало, а заменой и не пахло. Главным образом на это оказывали влияние экономические причины. В Польше на рубеже 80-х 90-х имел место экономический кризис.
Вдобавок, границы страны открылись для потока недорогих и качественных подержанных машин из западноевропейских стран.
Учитывая все это, снижение выпуска Nysa в десятки раз, по причине дефицита заказов от иностранцев — удивительным не кажется.
Последняя Nysa 522 с обозначением No 380 575 выехала из ворот сборочного цеха в 94-ом году, в феврале.
Собственно на данном моменте история микробуса польского происхождения завоевавшего большую популярность в СССР заканчивается.
В наши дни Ныса является уже игрушкой для коллекционеров, хотя иногда модель попадается и в качестве рабочей лошадки, отживающей свои последние дни.